Северный флот не подведет!

В одной из песен, услышанных мной на празднике 70-летия Дервиша в исполнении Ансамбля песни и пляски
DSCN5191

Краснознаменного Северного флота, есть простая , но очень выразительная и емкая строка «Северный флот не подведет!».

Эти слова, как и многие другие, перешли в песню из жизни.
В прошлой публикации я вскользь упомянул об интересной встрече, имевшей место в Северном морском музее

DSCN4932_01
Сегодня — рассказ о подвигах Владимира Сергеевича Тимофеева вместе со своим экипажем.

В боевом составе Северного Флота спасательное судно Беломорской военной флотилии «Шквал» в годы Великой

Отечественной войны было мало заметным на фоне подвигов летчиков морской авиации, морских пехотинцев и моряков подводных и надводных кораблей.

Тем не менее, «Шквал» внес свой весомый вклад в тот большой прорыв на Запад, который завершился 9 мая 1945 года.

В 1938 году наркомат морского флота закупил в Амстердаме два только что построенных однотипных буксира.

Один из них получил название «Шквал» (длина 44.2 м, ширина 9,8 м, высота борта 4,6 м. осадка около 3 м. дедвейт 382 т, мощность 900 л. с, скорость 11 узлов).

Два года «Шквал» водил по морю плоты-сигары с лесозаводов Беломорья в разные пункты побережья Белого и Баренцева морей.

А когда Белое море от льда и снега становилось и в самом деле белым, «Шквал» занимался ледокольными проводками.

Менялся состав экипажа, менялись капитаны, но Белое море для буксира оставалось постоянным. И вот в мае 1940 года на его мостик взошел новый капитан-Владимир Сергеевич Тимофеев.

Широкотрубный, с высокой деревянной рубкой, с мачтой, чуть наклоненной назад, «Шквал» и впрямь напоминал внезапный порыв ветра.

Мощная силовая установка, хорошие мореходные качества и большой район плавания ставили его в один ряд с лучшими судами пароходства.

Ещё по теме:   Выбор саженцев на маргаритинке

«Судно голландское, машины английские, а моряки русские», — -шутил экипаж корабля. Зато бывший морской буксир, превращенный войной в спасательное судно, платил морякам великолепными условиями жизни.

Даже матросы имели здесь свои каюты, щедро отделанные заморскими мастерами красным деревом. Это было важным обстоятельством в условиях суровых северных морей, да еще военного времени.

Девятисотсильный, широкотрубный красавец «Шквал» был самым мощным буксиром пароходства, а его отличные мореходные качества позволяли судну работать в самых сложных погодных условиях в открытом море.

Капитан «Шквала» Владимир Сергеевич Тимофеев был незаурядной личностью-верил в себя и своих людей, отлично знал морскую службу.

Уроженец города Кеми (1905г., Карелия), он в 1921 году приехал в Архангельск «искать себя в жизни».

Уже в 1937 году он стал сначала начальником Архангельского морского порта, через полгода-судьба неожиданно вознесла

вчерашнего без году неделя капитана на пост начальника Северного государственного морского пароходства.*
DSCN4949

Недолго занимал Владимир Сергеевич высокую должность.Трезво оценив свои организаторские способности и талант руководителя,-он просит освободить его от высокой должности, вернуть на капитанский мостик.

Просьбу его удолетворили и он с 30 мая 1940 г. на мостике спасателя «Шквал».

«Шквал», занимаясь ледовыми проводками, помогал формировать и сопровождать конвои, уходящие на запад, не раз успешно

проходил минные поля, спасая аварийные суда, заделывал на них пробоины, иногда тушил пожары, снимал седшие на мель баржи и корабли.

Караван уходит вглубь Байдарацкой губы**

16-дневная экспедиция по проводке судов Печорского Управления речного пароходства из Печоры на Обь закончилась успешно.

Для возвращения в Архангельск «Шквалу» можно было следовать на выбор двумя путями: или через Карские Ворота, или через Югорский Шар. Был выбран Югорский Шар-более короткий путь.

Ещё по теме:   Прогулки по Архангельску ч.2

Береговая черта уже хорошо просматривалась в бинокль, но сам пролив еще не различался. Готовность № 1 (прямо по курсу — мины!) отменили и перешли на готовность № 2. Кок закончил готовить ужин, как всегда в 18.00 была дана команда ужинать.

«Шквал» вышел на Глинистые створы и, распластывая форштевнем мелкие волны, направился в пролив Югорский Шар.

Палуба спасателя была пустынна, часы показали 18 часов 07 минут 13 секунд, когда под днищем судна в его средней части раздался мощный взрыв.

Легко развалилась деревянная рубка. Вода, пар, огонь и дым, извергающиеся, словно из кратера вулкана, поднялись над кораблем. Все произошло так неожиданно, что никто из моряков не успел выбраться из салона.

Разорванный взрывом мины пополам, спасатель начал погружаться. Вести борьбу за живучесть не представлялось возможным.

Кормовая часть, утяжеленная машинным отделением, затонула сразу. С креном на левый борт начала уходить под воду и носовая часть.

«Шквал» исчез под водой, оставив на зыби Карского моря обломки дерева, разбитую спасательную шлюпку и понтон, гибелью своей обозначив минную опасность на судоходном фарватере.

Погребальным крестом легли на карту координаты места гибели: 69 градусов 43 минуты северной широты, 60 градусов 38 минут 9 секунд восточной долготы.

Именной список безвозвратных потерь личного состава Северного флота за 25 августа 1943 года по «Шквалу» составил 47 человек.

Спасшихся было пятеро. Вместе с кораблем погибли командир АСО Н.М. Петров, командир «Шквала» ст. лейтенант В.С. Тимофеев, флагманский штурман Новоземельской базы Н. Н. Марлян и другие специалисты аварийно-спасательной службы флотилии.

Имя командира «Шквала» — В.С.Тимофеева носило одно из судов Северного морского пароходства. В лихие 90-ые теплоход 12-тысячник, долгие годы,приносивший стране валюту на перевозке баланса за рубеж, — был отправлен на металлолом.

Ещё по теме:   Трамвай и автомобиль на Севере

Жена Владимира Сергеевича с 4-мя детьми проживала на момент гибели мужа по адресу-город Архангельск, ул.Свободы дом №26***

Исп.литература:Северные конвои. Исследования, воспоминания, документы-Архангельск:1991.
Фото-автора.

*Здание Северного государственного морского пароходства (Набережная Северной Двины,84),где работал В.С.Тимофеев, сохранилось сегодня практически в первозданном виде.

Здесь на пересечении ул. Воскресенской и Набережной работает Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи детей и подростков «Леда».

**В мирное время суда Северного пароходства тоже ходят в Байдарацкую губу-на днях теплоход М. Ломоносов, загрузив в

свои трюмы 163 трубы, из порта приписки (Архангельск) взял курс на губу. Груз ждут газовики.

***Огромны, многоэтажный, деревянный дом №26 по улице Свободы мне и многим горожанам города был хорошо знаком. В нем располагался продовольственный магазин, который обычно все называли «на высоком крылечке».

Он принадлежал пароходству и снабжение его заметно выделялось в лучшую сторону от других магазинов. Будучи подростком, я много раз бегал туда за продуктами, очередей больших не помню, обслуживали там быстро и добротно.

Сегодня на его месте Банк,

DSCN5251 и только одна рядом маленькая деревяшка №28 напоминает былое
DSCN5252

Сергей Сергеевич/ автор статьи

Уроженец города Архангельcка. Работал в Усть-Камчатске на Дальнем Востоке. В настоящее время проживаю в Архангельске. Увлекаюсь шахматами, математикой, компьютерами, книгами, садом и огородом. Об этом и другом пишу на этом сайте!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Оставьте свой комментарий