Мыслительная деятельность является центральным звеном, обеспечивающим отражение действительности в ее существенных связях и отношениях. Мышление – это высшая ступень человеческого познания, психический процесс, позволяющий получать знание о свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть восприняты непосредственно при помощи органов чувств.
Благодаря мышлению человек овладевает знаниями о существенных свойствах предметов. Мышление позволяет человеку классифицировать объекты, анализировать и обобщать информацию, познавать окружающую действительность, используя опыт всего человечества.
Отличие мышления от остальных психологических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых человек находится. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности.
Мышление — это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного характера. На основе мышления, его главных характеристик и механизмов осуществляется такой важный процесс, как принятие решений.
Психологи выделяют различные виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и др. Наглядно-действенное мышление характеризуется тем, что решение задачи при использовании данного вида мышления осуществляется непосредственно при осуществлении некоей практической деятельности. Данный вид мышления работает, например, при сборке компьютера.
Наглядно-образное мышление функционирует при решении задач, требующих использования зрительных образов, схематизации опыта. Без наглядно-образного мышления невозможно было бы изобразительное искусство.
Словесно-логическое мышление осуществляется в словесной форме при помощи понятий, которые не имеют чувственных основ, характерных для непосредственного восприятия. Такое мышление позволяет строить гипотезы, создавать теории. Это — мышление ученых, философов, писателей и т. д.
Мышление отдельных людей различается по таким индивидуальным характеристикам, как самостоятельность, критичность, гибкость, глубина, широта, скорость и др.
Мыслительные (интеллектуальные) способности тесто связаны с эмоциональными реакциями человека. Исследования психологов показывают, что информационно избыточные веб-страницы эмоционально положительно оцениваются только лицами с высоким уровнем интеллекта.
Активизация мыслительной деятельности заставляет человека лучше понимать изучаемую информацию, решать возникающие проблемы, делать осознанный выбор, способствует эффективному запоминанию материала.
С целью активизации познавательной деятельности часто используются проблемные вопросы, дискуссии, метод синектики (суть синектики заключается в том, чтобы сделать незнакомое знакомым, привычное — чуждым, разорвать привычные смысловые связи, изменить сложившиеся у
пользователей взгляды на вещи; этому способствует, например, помещение объекта в совершенно новый контекст, открытие в нем свойств, ранее отступавших на задний план и казавшихся несущественными), метод преодоления инерционного эффекта мышления (этот метод связан с разрушением
стереотипов мышления, поиском нового в уже известном; применение данного метода позволяет представлять объект в неожиданной обстановке, устанавливать смысловые связи между исходным объектом и любым другим и др.),
незавершенные предложения, рассказы и пр. (например, сначала потребителю предлагается сильная, логически выдержанная реклама, состоящая из совокупность элементов, а потом представляется лишь какой-то ее элемент, и потребитель сам вспоминает или додумывает остальное).
Исследования психологов показывают, что если в прошлом определенный способ решения человеком некоторых проблем (задач) оказался достаточно успешным, то это обстоятельство побуждает его и в дальнейшем придерживаться данного способа решения. При встрече с новой проблемой (задачей) человек применяет его в первую очередь.
Чем больше усилий было потрачено на то, чтобы найти и применить на практике новый способ решения проблемы (задачи), тем вероятнее обращение к нему и в будущем. Психологические затраты на обнаружение некоторого нового способа решения пропорциональны стремлению использовать его как можно чаще на практике.
Сложившиеся раннее стереотипы мышления часто мешают человеку отказаться от прежних и новые, более подходящие пути решения проблемы (задачи). Для усиления интеллектуальных потенций очень важным является формирование у человека чувства успеха.
Максимум эффективности в решении интеллектуальных задач достигается при оптимальной мотивации и соответствующем уровне эмоционального возбуждения. Чем больше знаний имеет человек, тем разнообразнее будут его подходы к решению творческих задач.
Присоединиться к механизмам мышления человека – значит понять логику его рассуждений, научиться думать так, как это делает он, осознать, о чем размышляет пользователь, посещая ваш сайт, какие мысли, вопросы и затруднения у него появляются при изучении информации, расположенной на вашем сайте, с каким настроением он покидает сайт и возникает ли у него желание посетить его вновь.
Важными приемами, позволяющими понять ход рассуждений пользователя, могут выступить:
— идентификация (поставьте себя на место посетителя и попробуйте с его точки зрения оценить информацию, расположенную на вашем сайте),
— самоанализ (попробуйте по определенным критериям объективно оценить ваше творение – ваш сайт, найти в нем достоинства и недостатки),
— привлечение независимых экспертов (попросите нескольких людей, более-менее разбирающихся в устройстве сайтов, объективно оценить ваш сайт и вынести свое мнение, рекомендации, пожелания),
-сравнение (просмотрите ряд сайтов, сходных с вашим, сравните их, подумайте, информация на каком из них вызовет больший интерес у посетителей, выделите положительные и отрицательные моменты каждого сайта) и др.