Может показаться, что компьютерная программа-симулятор ничем не отличается от ПО, которое используют в дорогостоящих комплексах подготовки пилотов. На деле все не так просто, ведь обучение — это еще и море рутины, которая из игр, как правило, удаляется.
Вряд ли вы найдете, к примеру, гоночный симулятор, который требовал бы от игрока тратить время на многочисленные тестовые заезды, необходимые для точной настройки машины и выбора стратегии. Игры-симуляторы предназначены для развлечений, а профессиональные тренажеры — для обучения будущих профессионалов.
Авиация
На заре авиации, в первые годы после полета братьев Райт, все самолеты были крайне неустойчивыми, пилоту постоянно приходилось активно управлять машиной, чтобы избежать аварии.
Поэтому тренажеры для пилотов появились практически сразу же после первого в истории человечества полета — дело оказалось очень сложным. Аварии тогда были не редкостью, но военные, мгновенно проявившие интерес к авиации, тут же занялись подготовкой экипажей.
Поначалу для тренировок использовались имеющиеся машины, которым укорачивали крылья или частично блокировали управление, чтобы было невозможно взлететь. Курсант мог выполнить лишь бреющий полет на малой высоте и овладевать мастерством в относительно безопасных условиях.
Военное дело
Первым учебным комплексом, напоминающим современные, стала так называемая бочка Антуанетта, на ней учились управлять одноименным самолетом компании Antoinette.
Делать это было непросто: для изменения направления полета нужно было нажимать педаль, а крен и высота задавались отдельными штурвалами, размещенными с боков. От пилота требовалась отличная координация движений, отработка которой на реальном самолете была крайне опасной.
Кресло пилота и органы управления тренажером устанавливались на подставках из полубочонков, вся конструкция была нестабильной — как и настоящий самолет. Орудуя штурвалами и педалью, новичок удерживал «кабину» в равновесии, обучаясь выполнению маневров. Кстати, тренажер был разработан именно по предложению военных курсантов.
В России, а затем в СССР тоже уделялось огромное внимание подготовке пилотов. Так, для освоения биплана По-2 был разработан симулятор, напоминающий современные игры: курсант при помощи ручек и педалей, идентичных установленным на самолете, управлял подвешенной перед ним небольшой моделью самолета. Устройство, разумеется, было чисто механическим, но хорошо передавало поведение реальной машины.
Использовались тренажеры и перед самым началом Великой Отечественной войны — большие партии закупались в США. Это были симуляторы Линка, в которых кабина двигалась при помощи пневматики.
Они были разработаны в конце 1920-х годов американцем Эдвардом Линком. В их конструкции использовались детали от музыкальных инструментов: пневматических органов. Муляж кабины, в котором размещался пилот, устанавливался на органные мехи, создававшие нужный наклон, закачивая и выпуская воздух.
Поначалу устройства заинтересовали лишь владельцев парков развлечений (в качестве аттракциона). Лишь в середине 30-х годов интерес к тренажеру проявили военные США и других стран. Часто тренажер Линка называли blue box (синяя коробка) из-за цвета, в который красился муляж кабины.
Весь XX век авиатренажеры использовались в первую очередь военными, чьи достижения и были самыми впечатляющими. Но для подготовки летчиков применялись не только высокотехнологичные наземные комплексы.
В некоторых случаях военные специально модифицировали более простые и дешевые самолеты для обучения пилотов боевых машин. Например, на пассажирский Ту-134 устанавливался носовой обтекатель бомбардировщика Ту-22М и так же оборудовались рабочие места штурманов, идентичные имеющимся на боевых самолетах.
Пилотов космических челноков «Буран»готовили при помощи тренажеров, созданных на базе пассажирских Ту-154. На самолет устанавливались соответствующие космическому кораблю элементы приборных панелей и кресла.
Кроме того, конструкцию авиалайнера специально усиливали, ведь посадка «Бурана», хуже приспособленного к полету в атмосфере, была весьма жесткой — имитировать надо было и это.
Исп. литер. интернет
Продолжение следует.