Профессиональ­ные тренажеры

Может показаться, что компьютер­ная программа-симулятор ни­чем не отличается от ПО, которое используют в дорогостоящих комплек­сах подготовки пилотов. На деле все не так просто, ведь обучение — это еще и мо­ре рутины, которая из игр, как правило, удаляется.

Вряд ли вы найдете, к примеру, гоночный симулятор, который требовал бы от игрока тратить время на многочис­ленные тестовые заезды, необходимые для точной настройки машины и выбора стратегии. Игры-симуляторы предназна­чены для развлечений, а профессиональ­ные тренажеры — для обучения будущих профессионалов.

Авиация

На заре авиации, в первые годы после по­лета братьев Райт, все самолеты были крайне неустойчивыми, пилоту постоянно приходилось активно управлять машиной, чтобы избежать аварии.

По­этому тренажеры для пилотов появились практически сразу же после первого в истории человечества полета — дело оказалось очень сложным. Аварии тогда были не редкостью, но военные, мгновен­но проявившие интерес к авиации, тут же занялись подготовкой экипажей.

По­началу для тренировок использовались имеющиеся машины, которым укорачи­вали крылья или частично блокировали управление, чтобы было невозможно взлететь. Курсант мог выполнить лишь бреющий полет на малой высоте и овла­девать мастерством в относительно без­опасных условиях.

Военное дело

Первым учебным комплексом, напоми­нающим современные, стала так называ­емая бочка Антуанетта, на ней учились управлять одноименным самолетом ком­пании Antoinette.

Делать это было непро­сто: для изменения направления полета нужно было нажимать педаль, а крен и высота задавались отдельными штур­валами, размещенными с боков. От пи­лота требовалась отличная координация движений, отработка которой на реаль­ном самолете была крайне опасной.

Кресло пилота и органы управления тре­нажером устанавливались на подставках из полубочонков, вся конструкция была нестабильной — как и настоящий самолет. Орудуя штурвалами и педалью, новичок удерживал «кабину» в равновесии, обуча­ясь выполнению маневров. Кстати, тре­нажер был разработан именно по пред­ложению военных курсантов.

В России, а затем в СССР тоже уделялось огромное внимание подготовке пилотов. Так, для освоения биплана По-2 был раз­работан симулятор, напоминающий со­временные игры: курсант при помощи ручек и педалей, идентичных установ­ленным на самолете, управлял подвешен­ной перед ним небольшой моделью само­лета. Устройство, разумеется, было чисто механическим, но хорошо передавало поведение реальной машины.

Ещё по теме:   Подарок от Hotmail

Использовались тренажеры и перед са­мым началом Великой Отечественной войны — большие партии закупались в США. Это были симуляторы Линка, в ко­торых кабина двигалась при помощи пневматики.

Они были разработаны в конце 1920-х годов американцем Эдвар­дом Линком. В их конструкции исполь­зовались детали от музыкальных инструментов: пневматических органов. Муляж кабины, в котором размещался пилот, устанавливался на органные мехи, соз­дававшие нужный наклон, закачивая и выпуская воздух.

Поначалу устройства заинтересовали лишь владельцев парков развлечений (в качестве аттракциона). Лишь в середине 30-х годов интерес к тре­нажеру проявили военные США и других стран. Часто тренажер Линка называли blue box (синяя коробка) из-за цвета, в который красился муляж кабины.

Весь XX век авиатренажеры использовались в первую очередь военными, чьи  достижения и были самыми впечатляющими. Но для подготовки летчиков применялись не только высокотехнологичные наземные комплексы.

В некоторых случаях военные специально модифицировали более простые и дешевые  самолеты для обучения пилотов боевых машин. Например, на пассажирский Ту-134 устанавливался носовой обтека­тель бомбардировщика Ту-22М и так же оборудовались рабочие места штурма­нов, идентичные имеющимся на боевых самолетах.

Пилотов космических челно­ков «Буран»готовили при помощи трена­жеров, созданных на базе пассажирских Ту-154. На самолет устанавливались соответствующие космическому кораблю элементы приборных панелей и кресла.

Кроме того, конструкцию авиалайнера специально усиливали, ведь посадка «Бу­рана», хуже приспособленного к полету в атмосфере, была весьма жесткой — ими­тировать надо было и это.

Исп. литер. интернет

Продолжение следует.

Сергей Сергеевич/ автор статьи

Уроженец города Архангельcка. Работал в Усть-Камчатске на Дальнем Востоке. В настоящее время проживаю в Архангельске. Увлекаюсь шахматами, математикой, компьютерами, книгами, садом и огородом. Об этом и другом пишу на этом сайте!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: