Приемы, облегчающие чтение информации с экрана монитора

Предыдущий пост темы здесь.

j0423437

Одним из главных средств, которое может значительно облегчить чтение информации с экрана монитора, является использование подходящего шрифта (шрифтов) при наборе материала.

Характер и форма шрифта электронной информации имеют большое значение. Трудночитаемый шрифт в большинстве случаев вообще отвращает от себя пользователя, не желающего трудиться его разбирать.

Если пользователь оказывается не в состоянии прочитать текст, все остальное — дизайн, быстрота загрузки и др. — не имеет никакого смысла. Поэтому при наборе информации рекомендуется и избегать витиеватых, сложных шрифтов. У нас в России наиболее распространенными и удобочитаемыми являются шрифты Arial и Times.

Психологи неоднократно предпринимали попытки выработать общие требования к шрифтам с целью достижения их наилучшего восприятия по точности, расстоянию и быстроте. Так, американские психологи У. Вудсон и Д. Коновер выявили, что для наилучшего восприятия и быстрого прочтения текста высота буквы должна быть чуть больше их ширины. Информация , размещаемая на сайте, должна быть удобной для беглого ознакомления.

Исследования показывают, что чтение с экрана монитора происходит приблизительно на 25% медленнее, чем восприятие аналогичного печатного материала. В результате этого многие люди избегают чтения больших объемов информации с экрана монитора.

Посетители веб — страниц ограничиваются беглым просмотром содержащего на сайте материала, фиксируя свое внимание лишь на ключевых словах, фразах и абзацах. Отсюда можно сделать три важных вывода:

Не следует заставлять посетителей читать крупные тексты. Целесообразно разбивать статьи на отдельные части и использовать небольшие абзацы, подзаголовки и маркированные списки.

Заголовки и подзаголовки целесообразно выделять более крупным шрифтом. Они должны нести в себе максимальную смысловую нагрузку, а не быть просто эффектным дополнением к основному тексту.

Ознакомившись с заголовком, посетитель должен четко представлять себе, о чем идет речь на соответствующей странице или в соответствующем разделе. Ключевые слова и фразы рекомендуется выделять цветом или особым начертанием для привлечения внимания пользователя.

Чтобы не затруднять чтение информации с экрана, текст рекомендуется набирать достаточно крупным шрифтом, тогда его смогут читать даже пользователи с ослабленным зрением.

Текст, выполненный достаточно крупным шрифтом и занимающий значительную площадь, привлекает больше пользовательской аудитории, нежели материал маленький по размеру, набранный мелкими буквами.

Ученые посчитали, что, если информацию определенного размера заметили 20% читателей, то на этот же текст, увеличенный вдвое, обратят внимание уже 36% посетителей сайта.

Иногда при оформлении сайта дизайнеры используют стилизованные «рукописные» шрифты. Такие шрифты бывают двух типов: либо дизайнер пишет текст «своей рукой», либо пользуется стандартным компьютерным вариантом 

pic20

Психологический смысл выбора «рукописного» шрифта состоит в том, чтобы уменьшить психологическую дистанцию между создателем сайта и пользователем, сделать их как бы психологически ближе друг другу, создать доверительные отношения. Такие шрифты часто используются и позволяют достигать существенных психологических эффектов.

Однако, как показывают многочисленные исследования, использование рукописных шрифтов при оформлении сайта является малоэффективным, а в ряде случаев и вовсе не приемлемым.

Исторически рукописные шрифты были придуманы не для быстрого чтения текста, а для его быстрого написания. В этом случае пишущий человек тратит на написание текста в несколько раз меньше сил и увеличивает скорость написания текста.

Читающий же, наоборот, сталкивается с проблемой: отсутствие промежутков между буквами приводит к резкому снижению чтения рукописного, особенно незнакомого текста.

Скорость чтения компьютерных «рукописных» шрифтов оказывается очень низкой. Поэтому психологи не рекомендуют набирать информацию прописными буквами. Чтение такого текста осуществляется примерно на 10% медленнее, чем его аналога, выполненного с использованием строчных букв.

При размещении текста на веб-странице необходимо учитывать, что

— жирный шрифт вызывает ощущение тяжести, надежности,
— тонкий — подчеркивает изящество, точность.
Психологи считают, что более жирные шрифты предпочтительнее для восприятия.

При оформлении сайта можно использовать горизонтальное, вертикальное и диагональное расположение различных элементов. При этом следует учитывать, что

— горизонтали в плане психологического восприятия символизируют спокойствие, уравновешенность, солидность, надежность, респектабельность.
— вертикали используются для создания эффекта превосходства, величия, силы.
pic24

— диагонали создают впечатление движения, мощи, скорости.
Шрифты подсказывают еще несколько специфических иллюзий восприятия размера:

— вертикальные линии кажутся тоньше равных им по толщине горизонтальных,
— изогнутые — тоньше прямых.

Начало всех строк текста, по-возможности, должно находиться на одном уровне. Это облегчает восприятие и чтение печатного материала. В большинстве случаев текст, размещаемый в Интернете, выравнивается по левому краю.

Чтение текста, строки которого выровнены по левому краю, значительно ускоряется в сравнении с текстом, выровненным по центру или по правому краю. Материал , предлагаемый для чтения, должен быть статичным. Движущийся, мерцающий или изменяющийся в размерах текст воспринимается значительно хуже.

Для обеспечения быстрого считывания информации фон и текст страницы должны быть оформлены контрастными цветами. Наилучшая разборчивость обеспечивается при использовании черных символов на белом фоне (это так называемый позитивный текст).

pic26

Почти также хорошо воспринимается белый текст на черном фоне (негативный текст). Несмотря на то, что уровень контрастности в последнем случае аналогичен позитивному тексту, негативная цветовая схема способствует некоторому рассеянию внимания читателя и замедляет чтение.

 Дизайнерам иногда кажется, что, хаотично варьируя шрифты, цвет, высоту букв, расположение текста, графических образов и пр., они тем самым добиваются эмоциональности, оригинальности, необычности, а, следовательно, привлекают внимание к своим материалам.

Однако чаще всего имеет место обратный психологический эффект: большое количество ничем не оправданных, объективно не обоснованных и не связанных содержанием деталей приводит к созданию сложной информационной среды, которую пользователь, не желая испытывать трудности, не воспринимает и начинает искать более простые варианты этой информации и очень часто находит их на других сайтах -у конкурентов:(((



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: