М.В. Ломоносов. Портрет

Доброго времени суток, друзья!

В одном из помещений Архангельского краеведческого музея работала экспозиция, посвященная нашему великому земляку — М.В. Ломоносову. В один из холодных февральских дней я поспешил туда.

Интерес  был повышенный, так как накануне в одной из книг по иконографии Ломоносова, я прочел, что одна  из редких живописных портретных работ Ломоносова находится в нашем музее.

 За большим столом с необыкновенным упорством трудились ребятишки — будущие наши знаменитости

_ DSCN1966

На фасете картины — прикреплена табличка — «Неизвестный художник. XVIII век». На мой вопрос к хозяйке зала, копия это той самой упоминаемой в книгах картины или нет, прижизненный портрет или нет, —

получил убедительный ответ, что это подлинник неизвестного художника /масло, холст, отреставрирован/, выполненный при жизни Михаила Васильевича. 

У меня запали сомнения, почему в таком случае музейные работники на своем сайте в Интернете не включили в список наиболее интересных предметов фонда эту уникальную картину?

Неужели она того не стоит?  Подрядные тетради с ранними автографами М.В. Ломоносова, датированные 1730 годом — отнесены к наиболее интересным предметам фонда, а картина нет?

Кстати и тетради эти я не увидел в отделе. Что же может увидеть гость выставки из многочисленых предметов, которые держал в руках наш академик?

Единствеными оказались автографы — две расписки Ломоносова, да и то, только копии, оригиналы в архиве музея.

Вот, что мне удалось почерпнуть о иконографии Ломоносова, касательно его прижизненных портретов /далее выдержки из монографии М.Е. Глинка «М.В. Ломоносов (Опыт иконографии)/:

 По-видимому, первым портре­том Ломоносова, выполненным при его жизни, был живописный портрет, написанный в 1750-х гг. австрийским худож­ником Г. Г. Преннером.

 В своей записке «О мозаике» Я. Штелин писал, что два мастера Усть-Рудицкой фаб­рики  начали делать «подгрудное изображение покойно­го Ломоносова с портрета Преннера».

Ещё по теме:   Марфин дом

 Известно, что этого художника пригласил в Россию покровитель Ломоносова  граф М.И.Воронцов, который из дружеских чувств к Ломоносову  мог заказать этот портрет. До нашего времени не сохранились ни портрет работы Преннера, ни мозаич­ная его копия.

 Другим живописным портретом Л., вы­полненным в сер. XVIII в., являлся парадный большой (ок. 130×105 см) поколенный портрет, который при­надлежал Ломоносову,

а затем переходил к его потомкам — доче­ри Елене Михайловне и ее мужу А. А. Константинову, внучке Л. Софье Раевской, ее сыну Александру, затем ее внучке Александре Александровне Раевской.

 Последним его владельцем был сын Александры от брака с графом Ностицем Григорий Иванович Ностиц.

Он представил этот портрет для экспонирования на выставке «Ломоно­сов и Елизаветинское время» (1911 г., Санкт-Петербург) и сохранял у себя до 1917 г. Дальнейшая судьба портрета неизвестна, осталась лишь его черно-белая репродукция.

 В 1757 г. И. К Шувалов заказал французскому граверу Э. Фессару гравировальный портрет Ломоносова, предназначав­шийся для фронтисписа к издаваемому Московским уни­верситетом первому тому «Сочинений» М. В. Ломоно­сова.

Фессару в Париж был послан рисунок, выполнен­ный неизвестным рисовальщиком с портрета Ломоносова (скорее всего — Преннера).

По нему Фессар награвировал пор­трет на медной доске, с которой в Гравировальной па­лате Академии наук были сделаны первые оттиски, по­казанные Лоионосову.

 Тот счел нужным внести некоторые изме­нения, выполнить которые Ломоносов  поручил находившемуся

с  1745 г. в отставке бывшему академическому граверу Х. Вортману. В результате Вортман сделал новую гра­вюру, изменив позу Ломоносова и пейзаж за окном.

Если у Прен­нера и Фессара там было изображено бушующее море с блещущей  молнией (что должно было напоминать о происхождении Ломоносова и его работах по электричеству), то

Ещё по теме:   Советские пассажи /ч.2/

Вортман награвировал там условный пейзаж Усть-Рудицкой фабрики, заботами о которой был в это время полон Ломоносов.

Portret

Такой же пейзаж имелся и на парадном портрете неизвестного художника, хранившемся у потомков Ломоносова.

Сергей Сергеевич/ автор статьи

Уроженец города Архангельcка. Работал в Усть-Камчатске на Дальнем Востоке. В настоящее время проживаю в Архангельске. Увлекаюсь шахматами, математикой, компьютерами, книгами, садом и огородом. Об этом и другом пишу на этом сайте!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Оставьте свой комментарий