Старообрядчество на Русском Севере. Продолжение

Добрый день, друзья!

Продолжаем наш рассказ — начало здесь.

Возможно, он руководствовался следующим: много беспокойства приносили потаенные раскольники, поэтому расправа с записными раскольниками, подконтрольными властям, могла только усилить позиции раскола в губернии.

 Штраф за бороду был слишком велик, так как он превышал двойной оклад за раскол более чем в 40 раз. И уплата его привела бы к разорению многих раскольников. Вероятно, учитывая вышесказанное, губернская администрация просто затягивала решение вопроса на неопределенный срок.

 21    архангелогородский старообрядец продолжал стоять на своем, отказываясь платить налог за бороду, заявляя, что за свои убеждения готовы пойти на мучения и смерть.

Губернская администрация вынуждена была прибегнуть к более решительным мерам.

  Их запугивали, арестовывали, выпускали на поруки… Дело тянулось 25 лет и закончилось победой старообрядцев,  отстоявших  свое   право  на бесплатное ношение бороды.

 В 1740 г. Сенат косвенно признал их правоту, а в 1741 г. все претензии к ним были сняты. Таким образом, архангелогородским записным раскольникам удалось отстоять свое право на бесплатное ношение бороды.

 Большое беспокойство у правительства и губернской администрации вызывали потаенные раскольники, уклонявшиеся от записи в двойной оклад.

Они приносили не только экономический вред государству, но и, будучи безнадзорными, могли легче проводить пропаганду раскола.

 Местная администрация прилагала значительные усилия по выявлению потаенных раскольников. В этом вопросе она сотрудничала с Русской Православной Церковью.

 Иногда раскольники, опасаясь быть захваченными солдатами, совершали самосожжения. Здесь видится и фанатизм верующих, и отчаяние живых людей. Правительство и местная администрация предпринимали все меры, чтобы не допустить таких случаев,

 считая, что от этого только укреплялись позиции старообрядчества, а также страдал и государственный интерес, так как уменьшалось количество налогоплательщиков. Возможно, было и проявление чувства гуманности власти к «заблудшим» согражданам.

Ещё по теме:   Ломоносов. МГУ. Музей. Память

 Только в конце XVIII века на основании указа Сената от 8 ноября 1782 года раскольники были освобождены от уплаты двойного оклада.

Царский манифест от 17 октября 1905 г. и  Высочайше утвержденные   Николаем  II  год   спустя   правила о старообрядческих общинах   позволили впервые с начала раскола открыто создавать старообрядческие общины и строить храмы.

 В   это   время   в   Архангельске   уже действовала старообрядческая община Поморского согласия, в которую входили и состоятельные   горожане:

 Георгий Алексеевич Русинов имел сапожную мастерскую, Яков Григорьевич Пярков  имел кожевенный завод по выделке замши.

 Было много старообрядцев в Соломбале, в том числе владелец мельницы Григорий Иванович Трубин. Общину возглавлял Н.И.Хомутинников.

Он же от Архангельска участвовал в работе 1-го Всероссийского Собора старообрядцев-поморцев брачного согласия. Собор проходил 1-12 мая 1909 г. в Москве. Собралось более 500 старообрядцев. Решения Собора не потеряли значения и в наши дни.

 На берегу Лахотского озера на месте Малолахотского скита в начале XX века образовалась старообрядческая деревня Лахта

Lakhta_

 В деревне был старинный старообрядческий храм в честь праздника перенесения Нерукотворного Образа и святых апостолов Петра и Павла с колокольней из 7 колоколов.

 На реке Лая стояли в небольшом удалении друг от друга пять старообрядческих строений. Была моленная.

 В Архангельске по реке Заостровке было около 10 небольших деревень, где жили  старообрядцы и сторонники официальной церкви.

 В Амбурском (70 км от Архангельска) сохранил свои позиции женский скит. Проживало более 50 старообрядок. Была моленная, колокольня и более 30 жилых и хозяйственных строений.

 В скит принимали поморок ни разу в своей жизни не отступивших от древлеправославия.

  На Летнем берегу Белого моря, который тогда входил в Архангельский уезд, имелась сильная старообрядческая община Поморского согласия.

Ещё по теме:   К святым источникам Куртяево

Входящие в нее поморы имели крепкие хозяйства, промысловые суда и занимались рыбным и зверобойным промыслом.

 24 февраля 1910 г. в Архангельске прошло Первое общее собрание поморцев, на котором собралось 30 членов общины Созданную общину назвали «Первая Архангельская община христиан старообрядцев поморцев,   приемлющих   брак»  

 _DSCN2146

Закрепили за общиной имущество и молитвенные дома в Лахтинском выселке и деревне Левковской. Утвердили круглую печать общины с двуперстным крестным знамением в центре и названием общины по окружности.

 Это была первая официально признанная старообрядческая община, включенная в реестр действующих религиозных организаций.

 Силами общины    на    ул. Благовещенской между Новгородским и Костромским проспектами был построен храм во имя Благовещения

Пресвятыя Богородицы и Чуда Архангела Михаила (в ряде источников храм назывался -храм во имя Воскресения  Христова  и Благовещения Пресвятыя Богородицы).

 Это было одноэтажное деревянное здание, один из торцов имел на двух уровнях помещения для приезжих, богадельни и школы.

 В 1912 г. в Москве состоялся 2-й Всероссийский Собор старобрядцев-поморцев   брачного   согласия.

 С   установлением    в    г.Архангельске    в    1920 г. власти большевиков положение старообрядческих общин   значительно   ухудшилось. 

  Старообрядцы были причислены к сектантам, за ними  велось наблюдение, деятельность тщательно контролировалась.

 Собственность общин,   молитвенные  дома  были   объявлены народной собственностью, и общины вынуждены были заключать договора с исполкомами советов народных депутатов на использование своих молитвенных зданий.

 В   1920  г.  в дер. Лахта  с  соблюдением   всех мер конспирации   прошло   совещание   Наставников общин Поморского согласия.  Собрались  представители общин действующих в окрестностях Архангельска.

  Произошли изменения и пертурбация общин. 

Какие? -узнаем в следующей заметке на эту тему.

Сергей Сергеевич/ автор статьи

Уроженец города Архангельcка. Работал в Усть-Камчатске на Дальнем Востоке. В настоящее время проживаю в Архангельске. Увлекаюсь шахматами, математикой, компьютерами, книгами, садом и огородом. Об этом и другом пишу на этом сайте!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Оставьте свой комментарий