Трамвай и автомобиль на Севере

Трамвай на Севере

Трамвай стал ходить в Архангельске в 1915 году, до этого была конка (конно-железная городская дорога). За точку отсчета возьмем период с 1917 года по 1940 год:

В 1917 году длина трамвайных путей в Архангельске составляла меньше 15 километров, весь трамвайный парк состоял из 17 вагонов.

прокладка трамвайных путей

/ Прокладка трамвайных путей на лесозавод № 2. Сентябрь 1932 года/

В конце 1940 года трамвайные пути тянулись на расстояние около 50 километров, подвижной состав вырос до 80 вагонов. За годы советской власти проложено около 35 километров новых путей, мощность трамвайных подстанций увеличилась в 7 с лишним раз. Если в 1917 году было перевезено 7.200 тысяч человек, то за 1939 год архангельский трамвай перевез более 64 миллионов пассажиров. Это превышает численность всего населения Франции и Испании вместе взятых.

Меньше 20 тысяч человек обслуживал трамвай за день в 1917 году. В 1939 году он перевозил в среднем за сутки более 160000 пассажиров, что составляло, примерно, половину населения Архангельска. Перевозки грузов в 1939 году составили огромную цифру: 2.421 тысяча тонно — километров.

Газетная вырезка из «Правды Севера» за декабрь 1937 года привлекла мое внимание

проезной на трамвай 1937г.

тем, что предъявительские проездные были в два раза дороже, чем обычные годовые. Почему так? Мне не ясно. Кстати, за работу уборщицей, няней, посудницей в 1937 году платили от 80 до 100 рублей в месяц.

Автомобиль на Севере

Газ АА

/ ГАЗ-АА (полуторка) на улице г. Архангельска. 1937 год/

В год Великой Октябрьской революции в Архангельске у шести хозяев имелось 19 автомобилей, собранных из деталей различных заграничных марок. К началу 1938 года в нашей области имелось 1688 автомобилей, в том числе 250 легковых. В конце 1940 года автопарк области насчитывает несколько тысяч машин отечественного производства. Причем авто с успехом эксплоатируется* далеко за Полярным кругом — в Нарьян — Маре, в Амдерме, на острове Рудольфа. Автопарк области растет очень быстро. Если количество автомашин, имевшихся на 1 января 1940 года, принять за 100 процентов, то только за первые шесть месяцев 1940 года их количество увеличилось на 23 процента.

Ещё по теме:   Музей изобразительных искусств. Архангельск. Начало XX века.

Среди новых машин — значительное число газогенераторных автомобилей.

ГАЗ-42

/ГАЗ-42 газогенераторная модификация ГАЗ-АА топливо — дрова/

Переход на эксплоатацию таких машин, работающих на древесном топливе, в значительной степени освобождает область от дорогостоящего жидкого горючего.  Поэтому у газогенераторных автомобилей — большое будущее. — Так в газете «Правда Севера» писал начальник Госавтоинспекции по Архангельской области А. Моисеев 

Круглый год в районе Архангельска работают автобусные линии. Их общая протяженность — около 80 километров. Когда замерзает Двина, эксплоатируется также линия Архангельск — Холмогоры. В 1940 году эти линии обслуживали 13 автомашин. В 1939 году автобусы покрыли 686000 километров, перевезя свыше 1800000 пассажиров. В ближайшее время (1941 год) организуются два новых зимних маршрута: Архангельск — Пинега и Архангельск — Молотовск.

В конце 1940 года в Архангельске работали несколько легковых такси. В 1939 году их пробег (платный) превысил сто тысяч километров.

* Не будем обращать внимание на фонетический конфликт  «о» и «у» в слово написании эксплоатируется; в довоенное время чаще писали через букву «о»

О безгаражном хранении автомашин

Первого апреля 1938 года  в газете Правда Севера приведена интересная статистика. Оказывается, что в городе Архангельске на тот период в наличии было 1200 машин. Из них
на улицах вне гаражей стояло около 400 единиц. По всей области на улице стояло свыше 600 штук. А посему областным отделом коммунального хозяйства были произведены
первые опыты безгаражного хранения автомашин. В процессе испытания установлено, что применение пара для подогрева автомашин вполне отвечает всем техническим требованиям хранения автомашин вне гаража.

Автомашина марки ЗИС- 5, на которой производились испытания, простояла на улице при внешней температуре в 20 градусов холода 4,5 часа. Причем температура двигателя колебалась в пределах 80 — 85 градусов. Опыты показали, что хранение автомашин без утепленных гаражей в условиях северных районов может получить широкое распространение.

Ещё по теме:   Из Архангельска к устью Оби

Если все автомашины, стоящие на улице, перевести на паровой, водяной или электрический подогрев, то можно получить большую экономию средств и значительно улучшить эксплоатацию автомашин. И это нужно сделать.

Автор сего опуса не указан, впрочем и на первоапрельскую шутку сие не похоже



Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

*

code

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: