Tomb Raider- результат «перезагрузки» серии, которая грозила задохнуться под собственным весом. Семнадцать лет, десять игр, два кинофильма — это тяжкий груз.
Разработчики Tomb Raider 2013 года пошли по правильному пути: они не стали создавать параллельную вселенную для нового варианта Лары Крофт, археологини-аристократки. Новая Лара — это молодая Лара; нам (пока что) рассказывают историю становления героини (что-то вроде «Бэтмен: Начало»).
Не как Джоли
Говоря о Tomb Raider, трудно удержаться от проведения кинематографических (и телевизионных) параллелей.
Игрок задумывается о том, какая актриса (помимо Камиллы Ладдингтон, озвучившей Лару) смогла бы сыграть госпожу Крофт в новом фильме, недавно затеянном студией MGM.
Это явно не Джоли-Питт; и возраст последней здесь ни при чем — просто юная расхитительница гробниц образца 2013 года лишена тотальной агрессивности Анджелины (лишь одним из аспектов которой является агрессивная сексуальность).
Новая Лара дрожит под субтропическим дождем, тихо говорит «Обожемой» во время простейших гимнастических упражнений и испытывает продолжительный приступ тошноты, убив человека (в первый раз).
А классическая Лара (адекватно воплощенная в кино нынешней матерью-героиней) отскакивала от скал, как резиновый мячик, и без рефлексии расстреливала из двух пистолетов полчища врагов.
Новую Лару смогла бы сыграть актриса из какого-нибудь сериала Джосса Уидона; известно, что героини Уидона очень часто бывают испуганы, затравлены и окровавлены.
Сценаристы новой Tomb Raider (во главе с Рианной Пратчетт, дочерью небезызвестного Терри) постоянно стараются поранить Лару.
Это нечестный, но эффективный прием: игрок ощущает уязвимость и хрупкость юной леди — и становится на ее защиту. Когда Лара начиет превышать пределы самообороны — мы уже прочно на ее стороне.
Откуда дует божественный ветер
Вероятно, ключевая для Tomb Raider телевизионная аналогия сериал Lost
В новой игре Лара путешествует по нескольким туристическим локациям на манер своего коллеги Индианы Джонса; все действие проходит на небольшом острове близ Японии, расположенном в местном аналоге Бермудского треугольника. Таинственный островок нашпигован тайнами и загадками, а мистики столько, что дышать трудно.
Здесь есть странные древние статуи, заброшенные монастыри, бункеры, сбитые американские бомбардировщики, реликвии периода Эдо и многое другое.
В частности — люди, прибывшие раньше. Динамизм повествованию придает то, что Лара терпит кораблекрушение вместе с группой персонажей, со многими из которых убедительно взаимодействует.
Волосы
Отличительной чертой оригинальной Лары Крофт была длинная суставчатая коса (по происхождению схожая с усами водопроводчика Марио): древнее «железо» не могло отрисовать другую женскую прическу.
В наше время возможно многое — даже относительно реалистичная симуляция пони-тэйла, из которого выбиваются непослушные пряди.
Владельцы ПК с новейшими видеокартами AMD могут наблюдать, как тихоокеанский бриз ласково треплет Ларины локоны.
Технология называется Tress-FX; хотя волосы героини ведут себя уж слишком проактивно (примерно, как в рекламе шампуня), это несомненный прогресс: игроки-женщины скоро не будут печалиться из-за статичных причесок своих MMORPG-персонажей.
Большим количеством действующих лиц (как и уязвимостью главного из них) новая Tomb Raider напоминает игровую серию Uncharted.
(Интересно, что в свое время создателей Uncharted обвиняли в плагиате — якобы те содрали кое-что с Tomb Raider, которая на 11 лет старше).
Перенимая идеи, создатели новой TR прихватили из Uncharted и так называемые quick time events (QTE).
Игрок быстро прожимает несколько клавиш в особо драматичных моментах — когда Ларе нужно помочь вырваться из зубов волка или лягнуть в пах нехорошего русскоговорящего мужчину.
С приставочным геймпадом QTE проходятся без особых проблем, но на клавиатуре как-то неудобно; совершив одну ошибку, приходится начинать эпизод заново (в пятый раз слушая фразу «А ты хорошенькая», произнесенную — судя по выговору — человеком, не проходившим лингафонный курс русского языка).
Продолжение следует.