Профессиональные тренажеры /ч.2/

Начало здесь.

Некоторые симуляторы, использующи­еся для подготовки пилотов, могут силь­но удивить любителей компьютерных авиасимуляторов. Профессиональные симуляторы, в отличие от игр, нацеле­ны на всеобъемлющую подготовку про­фессионалов, в которой нельзя упу­стить ни одной мелочи.

Из-за этого пилотов долго натаскивают на правиль­ное и быстрое выполнение рутинных операций, доводя навыки до автоматиз­ма. Для этого редко требуется сложное оборудование: порой достаточно даже неинтерактивного макета, копирующего то или иное оборудование самолета. Повышенное внимание к несложным действиям понятно: пилот должен, не за­думываясь, выполнять их даже в экстре­мальной ситуации.

1ipg

Тренировка, кстати, требуется не толь­ко пилотам, но и бортпроводникам. В их обязанности входит не только кормление пассажиров и милые улыбки: именно стюарды и стюардессы должны руково­дить возможной эвакуацией.

Для отра­ботки подобных действий сооружаются полноразмерные макеты самолетов с са­лоном, креслами, дверями и надувными аварийными трапами. В аварийной си­туации промедление может стоить лю­дям жизни, что, к сожалению, подтверж­дает печальный опыт.

Полноценные комплексы

Самыми интересными являются, безус­ловно, полноценные комплексные трена­жеры (Full Flight Simulator). Их возмож­ности впечатляют: они полностью имитируют поведение самолета в раз­личных условиях. Требования к такому оборудованию крайне строгие.

Согласно документам Международной организации гражданской авиации (ICAO), комплексные тренажеры должны точно копировать пилотскую кабину конкретного типа самолета, иметь шесть степеней подвижности, имитировать перегрузки, воспроизводить все шумы, включая вызванные атмосферными яв­лениями или повреждением самолета. Самые высококлассные тренажеры долж­ны воспроизводить вибрации и движе­ния самолета, а также имитировать полет в ночное время или в сумерках.

Перегрузки создаются при помощи гидравлической платформы, способной быстро менять положение кабины. Их продолжительность невелика — не более двух секунд, но этого почти всегда доста­точно, поскольку тело человека лучше воспринимает изменение перегрузок.

Существуют, однако, еще более слож­ные тренажеры, где перегрузки имити­руются центрифугой, но их используют лишь военные летчики, которым прихо­дится действовать в гораздо более слож­ных и тяжелых для организма условиях, нежели гражданским.

За бортом

Задача визуализации окружающей об­становки для авиационных тренажеров лишь кажется простой. Обычные проек­торы вносят искажения, поскольку све­товые лучи, падающие на установленный перед макетом кабины экран, не являют­ся параллельными.

Искажений не будет, только если пилот находится в одном положении, не шевеля головой или глазами, а это невозможно. Если в кабине находятся два пилота, они увидят немного разные картины, поэто­му без сложных систем можно обойтись не всегда. В реальных условиях парал­лельность лучей объясняется большим расстоянием до Солнца, которое и явля­ется основным источником света на пла­нете.

Из-за высочайшей сложности реали­зации подобного комплекса его цена часто оказывается сравнимой со стои­мостью нового самолета и исчисляется миллионами долларов. Недешево обхо­дится и эксплуатация — например, ги­дравлическая подвижная платформа требует мощного насоса, потребляющего значительно количество элек­троэнергии.

Но тут уж ничего не поделаешь, ведь на­стоящему самолету невозможно мгно­венно придать необходимое положение в воздухе, а тренажер позволяет несколь­ко раз повторять одни и те же действия (например, посадку). Крупные компании приобретают тренажеры для себя, а мел­ким приходится довольствоваться арен­дой чужих комплексов.

Может показаться, что пилот будет чув­ствовать себя увереннее, зная, что все -лишь имитация, однако на самом деле полет проходит под контролем инструк­торов, решение которых может стоить летчику карьеры.

Окончание следует.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: