Архангельский судостроительный техникум ч.2

В продолжение рассказа об Архангельском судостроительном техникуме сегодня мой пост.

Нынешний Севмаш в 1939 году именовался заводом №402 НКСП (Наркомат судостроительной промышленности СССР). Два здания, построенные для учебного процесса и для общежития студентам, преподавателям Архангельского судостроительного техникума, изначально планировались быть временными. Однако война и другие обстоятельства не дали превратиться временным постройкам во что — то более существенное.

Когда В.И. Перевозникова назначили директором судостроительного техникума, ему было всего 25 лет, однако к этому времени комсомолец Перевозников имел 6-ти летний производственный стаж работы на различных руководящих должностях.

«Валентин Иванович родился в 1914 году. После окончания в 1933 году в городе Великом Устюге техникума водного транспорта по специальности «Судовые механизмы» он работал на Ремонтно-эксплуатационной базе (РЭБ) речного пароходства в затоне Исакогорка (пригород Архангельска) нормировщиком, конструктором по механической части, мастером, старшим мастером.

С 1934 года Валентин Иванович уже — заведующий механическими мастерскими, а вскоре был назначен начальником КБ предприятия. Одновременно преподавал в школе ФЗО, был активным комсомольцем, спортсменом, пользовался авторитетом.» Кроме вышеизложенного Перевозникова неоднократно избирали в депутаты райсовета, был он и членом Ломоносовского РК ВКП (б).

Архангельский судостроительный техникум не подчинялся городским властям, а был под управлением НКСП и молотовского завода № 402. В осенний набор на дневное и вечернее отделение на 2 и 3-тий курс судокорпусного и механического отделений будущие студенты должны были направлять документы по адресу г. Молотовск, Лесная улица, дом №21, отдел кадров (газета «Правда Севера» от 03.07.39; 09.07.39)

Первое время занятия в техникуме проходили, как говориться, где придется, обычно в школах города (например, в школе № 8, что была расположена на улице Урицкого) и в других местах. Временные деревянные здания, ныне существующие на ул. Р. Шаниной № 5,7, активно строились. Так газета «Правда Севера» от 01.09.39г. публикует следующее объявление

Ещё по теме:   Архангельские трущобы ч.2

Архангельский судостроительный техникум ч.2

— «Требуются: Архангельскому судостроительному техникуму срочно: плотники, сваебои, конопатчики, кровельщики, печники, штукатуры, столяры, разные рабочие. Обращаться: Архангельск, ул. Урицкого 44а, строительство техникума, или Красноармейская 11 фл.1″

В августе 1941 года по постановлению облисполкома учебное здание техникума вместе со столовой было передано для нужд Красной армии, а техникуму было предложено передислоцироваться в г. Молотовск и слиться с молотовским судостроительным техникумом.

Такому решению резко воспротивились основная масса преподавателей, студентов и их родителей. Архангельск и Молотовск (ныне Северодвинск) расположены слишком далеко, чтоб реально можно было организовать дальнейший процесс учебы. Через три месяца тяжб решение по передислокации было отменено.

Преподавательский состав техникума в первые годы формировался как молодыми, так и опытными кадрами. Первые пополнялись выпускниками архангельских институтов (лесотехнический, педагогический), местного морского техникума, а также специалистами из других городов (Ленинградский кораблестроительный институт и др.). Первый нормальный выпуск студентов набора 1939 года был произведен в феврале 1943 года — через три с половиной года.

Время войны для населения Архангельска было тяжелое. Голод ощущали и студенты. Кроме учебной нагрузки на их плечи ложились и другие заботы. Для отопления учебного корпуса и общежития требовалось много дров. Студентам с преподавателями приходилось самим их выкатывать из реки, затем доставлять к техникуму, пилить, колоть.

Эти работы велись как в урочное, так и неурочное время. Кроме этого по две три недели студентов направляли на уборку урожая в колхозы и совхозы области. С середины 1941 года студенты и преподаватели использовались на строительстве в Архангельске бомбоубежищ. В послевоенное время много часов студентам приходилось отработать на благоустройстве города.

Многих студентов призывали на фронт по призыву, шли на защиту Родины и добровольно. Всего за годы войны ушли воевать более двухсот студентов техникума, 5 преподавателей и четыре человека из обслуживающего персонала. Пользоваться броней от призыва студенты начали только с 1944 года.

Ещё по теме:   Городские заметки

С 1943 года в техникуме появилось свое подсобное хозяйство. Урожаи были слабые, сказывалось отсутствие удобрений, плохая плодовитость почвы (болото). Тем не менее, скудные урожаи картофеля и овощей дополняли закрома столовой и улучшали обеды вплоть до 1947 года.

Учебно — производственная практика одна из двух обязательных дисциплин для выпуска хороших специалистов. В первые годы у техникума не было своих мастерских. Практика проходила в учебных мастерских школы и заводского ученичества (АШМиЗУ), Соломбальского Ремесленного училища № 2, лесотехнического института и Соломбальского СРЗ «Красная кузница». Практикой руководил преподаватель техникума С.Н. Беляков. Только в 1944 году у техникума появились свои слесарно-механические мастерские. Они располагались недалеко от их общежития на болотистой местности.

Даже в 1939 — 1940 годы, когда техникум не имел своего здания и четырежды переезжал из одной школы города в другую, во время войны, когда в помещениях общежития в две смены проводились занятия и проживали до 100 человек спортивная работа и культурно — массовая работа не прекращалась.

Работали спортивные секции: лыжная, волейбольная, гимнастическая. Выпускник техникума 1947 года Борис Шилков, наш земляк, по окончанию учебы уехал в город Ленинград на завод № 190 (ныне ПАО Судостроительный завод «Северная верфь», где генеральным директором является наш бывший губернатор Орлов И.) и стал впоследствии олимпийским чемпионом по скоростному бегу на коньках (5000 метров).

В техникуме часто проводились технические конференции, обсуждались публикации новейших романов Семена Бабаевского «Кавалер Золотой Звезды», А. Фадеева «Молодая гвардия» и др. Работали различные кружки, проводились вечера художественной самодеятельности. В конце учебного года в техникуме проводился смотр строевой и физической подготовки студентов.

Начиная с 1943 года, выпускники техникума получали направления на работу — на завод № 402, различные организации судостроительной отрасли ПКБ, ЦКБ, на предприятия ГУ Севморпути. Мой старший брат Бугаев Александр Сергеевич, окончивший техникум в 1955 году по специальности судокорпусостроение попал по распределению на Балтийский завод (г. Ленинград). В этот год техникум окончили 189 человек: 103 судокорпусника и 57 механиков, 29 технологов по деревянному судостроению.

Ещё по теме:   Архитектурный ансамбль Соловецкого монастыря

Многие выпускники техникума в 50 – 70-е годы окончили высшие учебные заведения по своему профилю работы и стали дипломированными инженерами кораблестроительных специальностей и состоялись как талантливые специалисты.

Мой брат

Так и мой брат по окончанию вуза, продвигаясь по служебной лестнице, в конце трудового пути дошел до директора крупного государственного проектного института ГСПИ Союзпроектверфь.

 

Сергей Сергеевич/ автор статьи

Уроженец города Архангельcка. Работал в Усть-Камчатске на Дальнем Востоке. В настоящее время проживаю в Архангельске. Увлекаюсь шахматами, математикой, компьютерами, книгами, садом и огородом. Об этом и другом пишу на этом сайте!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Оставьте свой комментарий