Музей изобразительных искусств. Архангельск. История картин и их персонажей

Добрый день, друзья!

Начало экскурса по залам музея смотрите здесь. А предшествующий пост экскурса по залам музея изобразительных искусств читайте тут.

Большой удачей стало приобретение для музея картины К. Лемоха «Варька»

 Var'ka

  Эта симпатичная девчушка, написанная искренне и с любовью, с метко схваченным особым выражением смышленого личика и красотой колорита, —

несомненная удача художника, не раз обращавшегося к изображению крестьянских детей. Кто  эта Варька, какова ее судьба — никому неизвестно.

 А про небольшое произведение И. Репина «Смерть Ф.В. Чижова» из­вестно почти все

Smert'Chizhova

 Вот как описывает ее «хождение» сотрудник музея Е.И. Ружникова:

 «Когда-то картина находилась в Абрамцеве, в доме Саввы Ивановича Мамонтова. Есть и описание того, при каких обстоятельствах она создавалась.

 В ноябре 1877 года Репин, хорошо знавший Чижова по встречам в Абрамцеве, зайдя утром на его московскую квартиру, застал его мертвым и сразу взялся за

карандаш, так захотелось запечатлеть ему особую атмосферу той комнаты, из которой только что ушла жизнь.

 Этот рисунок теперь в Третьяковской галерее. Спустя несколько дней Репин написал картину на тот же сюжет и подарил её Савве Ивановичу. Свыше двадцати лет картина принадлежала ему.

 1899 год всё изменил: Мамонтов был арестован, его московский дом с прекрасным собранием картин опечатан. В 1903 году была назначена распродажа имущества, и картина была продана с аукциона.

  Её купил для своего собрания художник Илья Остроухов (1858-1929), затем она попадает к знаменитой балерине Екатерине Васильевне Гельцер, а музей наш приобрел эту работу уже у её сестры Татьяны Васильевны.

  Перед нами тот редкий случай, когда про картину известно и то, при каких обстоятельствах она написана, и история её передачи из коллекции в коллекцию.

Ещё по теме:   От Востока к эстетике

 Для нашего музея эта репинская работа представляет особый интерес: Ф.В. Чижов финансировал строительство железной дороги, которая свяжет потом Москву с Архангельском».

 Музею удалось уточнить имена персонажей на картине Репина «Семейный портрет Деларовых» (1906)

 Semeynyi_portret_Delarovykh

 «Павел Викторович Деларов (1861 – 1913) – действительный статский советник, юрист-консультант Министерства путей сообщения, один из крупнейших собирателей в России, знаток итальянской и нидерландской живописи, член Общества поощрения художеств.

 Имя его часто мелькало на страницах дореволюционной прессы. Его коллекция насчитывала около двух тысяч картин преимущественно западных мастеров. В её состав входило несколько картин Рембрандта, Рейсдаля, Йорданса.

 Современники отмечали его огромные познания в области художественной культуры, оригинальный и обширный ум, эрудицию, обаяние. Пользовался репутацией знатока искусств на Западе, владел шестью языками.

 Умел безошибочно отличать подлинник от копии. Его лекции о нидерландской живописи привлекали обширную аудиторию. А вот о женщине и девочке, изображённых на портрете, не было известно ничего».

  В одно время внук Деларова, проживавший в Ленинграде, Андрей Дмитриевич Деларов, заинтересовался, сохранился ли в Архангельске портрет его деда.

 При встрече с Андреем Дмитриевичем работники музея  узнали о нелёгкой судьбе его родственников.

  Елена Романовна Артеневская (на картине она изображена), вторая жена П.В. Деларова, слыла талантливой художницей, особенно удавались ей натюрморты, хотя и не имела профессионального образования.

 В 1937 году была сослана в Алма-Ату,  где умерла в 1942 году.

  Сын Деларовых Дмитрий Павлович (1898-1942), офицер царской армии, в 1935 был сослан на строительство Беломорско-Балтийского канала, а во время Отечественной войны пропал без вести.

 В центре картины – их дочь Нина, хрупкая девочка. Мечтала о профессиональной певческой сцене, но увы, не получилось. Прожила в одиночестве в Ленинграде.

Ещё по теме:   Поездка в Заколючинск

 Избегала встречаться со своими родственниками (почему??? – не знаю), и умерла около  1960 года. Все эти данные о жене и дочери Павла Викторовича стали известны со слов вышеупомянутого внука.

На сегодня это все. Следим за продолжением.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментариев: 1
  1. Anton

    ДЕЛАРОВА Нина Павловна.
    Родилась в 1901 в Павловске (отец, Деларов Павел, дворянин, действительный статский советник; мать Деларова Елена Романовна). Училась в гимназии, в 1918 — окончила трудовую школу. Артистка-певица, работала в Театре им. Станиславского в Москве. Вышла замуж за Михаила Александровича Плакида, инженера-строителя. В 1930-х — солистка концертного бюро при Ленинградском Управлении театрами, выступала в Ленинградском Доме Красной армии и в Центре Политпросвещения. 4 марта 1935 — выслана с матерью, мужем и его матерью в Актюбинск на 5 лет.

    ГАРФ. Ф. Р-8409. Оп. 1: Д. 1323. С. 119-28; Д. 1396. С. 50-53.

Добавить комментарий

*

code

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: