Добрый день, друзья!
Начало экскурса по залам музея смотрите здесь. А предшествующий пост экскурса по залам музея изобразительных искусств читайте тут.
Большой удачей стало приобретение для музея картины К. Лемоха «Варька»
Эта симпатичная девчушка, написанная искренне и с любовью, с метко схваченным особым выражением смышленого личика и красотой колорита, —
несомненная удача художника, не раз обращавшегося к изображению крестьянских детей. Кто эта Варька, какова ее судьба — никому неизвестно.
А про небольшое произведение И. Репина «Смерть Ф.В. Чижова» известно почти все
Вот как описывает ее «хождение» сотрудник музея Е.И. Ружникова:
«Когда-то картина находилась в Абрамцеве, в доме Саввы Ивановича Мамонтова. Есть и описание того, при каких обстоятельствах она создавалась.
В ноябре 1877 года Репин, хорошо знавший Чижова по встречам в Абрамцеве, зайдя утром на его московскую квартиру, застал его мертвым и сразу взялся за
карандаш, так захотелось запечатлеть ему особую атмосферу той комнаты, из которой только что ушла жизнь.
Этот рисунок теперь в Третьяковской галерее. Спустя несколько дней Репин написал картину на тот же сюжет и подарил её Савве Ивановичу. Свыше двадцати лет картина принадлежала ему.
1899 год всё изменил: Мамонтов был арестован, его московский дом с прекрасным собранием картин опечатан. В 1903 году была назначена распродажа имущества, и картина была продана с аукциона.
Её купил для своего собрания художник Илья Остроухов (1858-1929), затем она попадает к знаменитой балерине Екатерине Васильевне Гельцер, а музей наш приобрел эту работу уже у её сестры Татьяны Васильевны.
Перед нами тот редкий случай, когда про картину известно и то, при каких обстоятельствах она написана, и история её передачи из коллекции в коллекцию.
Для нашего музея эта репинская работа представляет особый интерес: Ф.В. Чижов финансировал строительство железной дороги, которая свяжет потом Москву с Архангельском».
Музею удалось уточнить имена персонажей на картине Репина «Семейный портрет Деларовых» (1906)
«Павел Викторович Деларов (1861 – 1913) – действительный статский советник, юрист-консультант Министерства путей сообщения, один из крупнейших собирателей в России, знаток итальянской и нидерландской живописи, член Общества поощрения художеств.
Имя его часто мелькало на страницах дореволюционной прессы. Его коллекция насчитывала около двух тысяч картин преимущественно западных мастеров. В её состав входило несколько картин Рембрандта, Рейсдаля, Йорданса.
Современники отмечали его огромные познания в области художественной культуры, оригинальный и обширный ум, эрудицию, обаяние. Пользовался репутацией знатока искусств на Западе, владел шестью языками.
Умел безошибочно отличать подлинник от копии. Его лекции о нидерландской живописи привлекали обширную аудиторию. А вот о женщине и девочке, изображённых на портрете, не было известно ничего».
В одно время внук Деларова, проживавший в Ленинграде, Андрей Дмитриевич Деларов, заинтересовался, сохранился ли в Архангельске портрет его деда.
При встрече с Андреем Дмитриевичем работники музея узнали о нелёгкой судьбе его родственников.
Елена Романовна Артеневская (на картине она изображена), вторая жена П.В. Деларова, слыла талантливой художницей, особенно удавались ей натюрморты, хотя и не имела профессионального образования.
В 1937 году была сослана в Алма-Ату, где умерла в 1942 году.
Сын Деларовых Дмитрий Павлович (1898-1942), офицер царской армии, в 1935 был сослан на строительство Беломорско-Балтийского канала, а во время Отечественной войны пропал без вести.
В центре картины – их дочь Нина, хрупкая девочка. Мечтала о профессиональной певческой сцене, но увы, не получилось. Прожила в одиночестве в Ленинграде.
Избегала встречаться со своими родственниками (почему??? – не знаю), и умерла около 1960 года. Все эти данные о жене и дочери Павла Викторовича стали известны со слов вышеупомянутого внука.
На сегодня это все. Следим за продолжением.
ДЕЛАРОВА Нина Павловна.
Родилась в 1901 в Павловске (отец, Деларов Павел, дворянин, действительный статский советник; мать Деларова Елена Романовна). Училась в гимназии, в 1918 — окончила трудовую школу. Артистка-певица, работала в Театре им. Станиславского в Москве. Вышла замуж за Михаила Александровича Плакида, инженера-строителя. В 1930-х — солистка концертного бюро при Ленинградском Управлении театрами, выступала в Ленинградском Доме Красной армии и в Центре Политпросвещения. 4 марта 1935 — выслана с матерью, мужем и его матерью в Актюбинск на 5 лет.
ГАРФ. Ф. Р-8409. Оп. 1: Д. 1323. С. 119-28; Д. 1396. С. 50-53.