Музей изобразительных искусств. Архангельск. Заключительный штрих

Добрый день, друзья!

Сегодня мы заканчиваем с вами экскурс по залам архангельского музея. Предыдущий пост читайте здесь.

Портрет Екатерины II

Одним из талантливых и популярных зарубежных художников портретистов времен Екатерины II был Лампи-старший  Иоганн Баптист.

Наша императрица пригласила его в Санкт-Петербург, где он портретировал Екатерину II и всех особ царской  фамилии.

В общей сложности Лампи-старший  проработал в России с января 1792 по апрель 1797 года.

В 1961 году в музей из Архангельского областного краеведческого музея  поступила его картина портрет императрицы Екатерины II (1729-1796)  с аллегорическими фигурами Крепости и Истины, выполненная художником в 1790 – е годы

 Portret_imperatritsy_Ekateriny_II

Картина, изысканная по цвету и рисунку, выполнена на холсте маслом, имеет внушительные размеры – 294 х 206,7 см, демонстрируя виртуозное владение кистью. Экземпляр музея – повторение портрета 1793 года, находящегося в ГЭ.

Клавдий Петрович Степанов (1854 – 1910) своей самобытностью, талантом был в числе ведущих отечественных художников России конца 19 века.

В 1988 году музей приобрел у А.Я. Желобаевой (ранее собрание Б.М. Штерна, Ленинград) его картину «Седина в голову, а бес в ребро», работы 1888 года. Холст, масло. 44,3х 29,2 см.

 Sedina_v_golovu_

 На годичной выставке в 1889 году в Императорской Академии художеств, Петербург, картина была названа «На старости – радость».

Николай Константинович Рерих (1874 – 1947) оставил для потомков след не только в живописи, но и в археологии, писательских трудах, истории.

 Ученик А.И. Куинджи Рерих одна из значимых фигур русского символизма и модерна, участник «Союза русских художников».

Его археологические изыски соединились в  целый цикл пейзажных работ, картин старинных русских городов.

Одна  из характерных черт модерна – преобладание в картинах растительных орнаментов, что можно видеть на примере одной, имеющейся в музее, его картины  «Волхов. Ладога», выполненную в 1899 году, картон, пастель 46х126 см

Ещё по теме:   Ай да Светлана!

 Volkhov_Ladoga

Картина приобретена была в 1968 году у И.А. Мясниковой, ранее собрание А.Л. Мясникова, Москва, собрание Э. Направника.

Выдающийся русский художник Валентин Александрович Серов (1860 – 1911) представлен в нашем музее одной картиной —  «Портрет Хрущёвой» (1903) Картон, пастель. 64х64 см.

 Khrshchyeva

 Вот что пишет Елена Иосифовна Ружникова, ведущий сотрудник архангельского музея, о поиске ответа на вопрос кто изображен на картине:

 « … Этот портрет считался портретом Хрущёвой-матери. В списке произведений Серова, составленном И.Э. Грабарём в 1935 году, упоминаются выполненные в 1903 году два портрета Хрущёвой-матери и «Портрет Нины Хрущёвой»,

 принадлежащие Пороженко в Харькове. В своё время мы делали запрос в Харьковский областной архив о семье Хрущёвых и узнали, что на рубеже веков проживала в Харькове

 семья очень известного профессора математики Павла Дмитриевича Хрущёва, у которого были три дочери: Мария, Нина, Елена.

  В середине 1930-х годов портреты появились в антикварном магазине Москвы. Портрет Нины находится сейчас в собрании Третьяковской галереи. Сопоставление его с

 «Портретом Хрущёвой-матери», приобретённым Архангельским музеем в собрании доктора В.Н. Виноградова, вызывает сомнение в том, могла ли девушка в белой кофте, изображённая на архангельском портрете, быть матерью семнадцатилетней Нины.

Вероятнее, что это её сестра: последовательность, с которой перечисляются дочери профессора в архивном документе, дают основание предположить, что это могла быть старшая из сестер Хрущёвых — Мария».

 Коллекцию музея гармонично дополняют произведения художников творческой группы «Бубновый валет» Ильи Ивановича Машкова (1881 – 1944), Роберта Рафаиловича Фалька (1886 – 1958),

 Давида Давидовича Бурлюка (1882 – 1967)- помните,- о нем вспоминал В.В. Маяковский «Мой действительный учитель, Бурлюк  сделал меня поэтом…Выдавал ежедневно по 50 копеек. Чтоб писать, не голодая», Георгия Георгиевича Ряжского (1895 – 1952).

Ещё по теме:   М.В. Ломоносов. Химическая лаборатория.

Музей располагает по одной картине этих художников, они и ряд других, не вошедших ранее в мои посты этой рубрики, смотрите в фотогалерее

На этом экскурс по залам архангельского музея изобразительных искусств закончен. Жду ваших откликов, дополнений. Всегда рад встречи с вами!



Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

*

code

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: