Старообрядчество на Русском Севере

Добрый день, друзья!

В конце 2010 года в отделе краеведения «Русский Север» Архангельской областной библиотеки имени Н.А. Добролюбова проходила выставка «Верность русской старине», посвященная старообрядчеству на Русском Севере и 390 – летию протопопа Аввакума

_DSCN2144

Из обширной подборки, представленной литературы,  меня  наиболее всего заинтересовала история старообрядчества нашей области от Аввакума до наших дней. Для тех, кто верит в русский народ, в его большой духовный потенциал – мой сегодняшний пост.

После церковного раскола в конце XVII века, зачинателями которого   были, как известно,  Аввакум и Никон, спасаясь от правительственных репрессий, старообрядцы расселились по всей России, выбирая для местожительства глухие, незаселенные территории.

les

Естественно, поморский малообжитый север с его огромной территорией, дремучими лесами и непроходимыми болотами стал тем местом, куда устремились,     спасаясь     от     преследований, многие старообрядцы.

 XVII век- век репрессий и казней

1667 г. – образована Архангельская старообрядческая община. Центр защиты старообрядцев, преданных анафеме, был сосредоточен в Соловецком  монастыре и возглавил его архимандрит Никанор.

 Братия монастыря избрала его Настоятелем,  и в течение 8 лет он руководил обороной монастыря от правительственный войск. После падения, в результате предательства, Соловецкого монастыря в 1676 г. Никанор был одним из первых казнен,- заживо заморожен.

Чудом спасшиеся монахи разошлись по всему Поморью и стали самыми ревностными   поборниками древлеправославного благочестия.

 1682 г — для борьбы с расколом на севере была создана Холмогорская и Важская епархия. Одним из первых шагов новоиспеченной   епархии   стала   попытка упразднения почитания        святого        преподобного Евфимия Архангелогородского —  небесного покровителя  Архангельска и его жителей.

 Преподобный был родом из деревни   Вознесение    и    был    игуменом Михаило-Архангельского монастыря в XVI веке. Преподобный был включен в список почитаемых русских святых, составленный на Выге — центре старообрядчества.

Ещё по теме:   Окно в природу. Моллюски

  1683 год —  начались  раскольничьи   волнения среди стрельцов Архангельского гарнизона. Лишь после того, как были схвачены и отправлены в Холмогоры расколоучители, волнения прекратились.

 1682-1689гг. — период правления Софьи

Sofya

– репрессии усиливаются. Аресты, пытки и убийства старообрядцев стали обычным явлением. Многие для сохранения древлеправославного благочестия бежали из города в окрестные леса.

  Большинство старообрядческих скитов вокруг Архангельска возникло в этот период,  и по их количеству Архангельский уезд превосходил другие уезды губернии.

 XVIII век

Отношение правительства к раскольникам стало более либеральным. Начало таких изменений положено Манифестом Петра I от 16 апреля 1702 года, в котором была провозглашена веротерпимость в государстве.

Несмотря на то, что этот закон в основном касался иностранцев, приезжавших в Россию, он показал, что правительство стало осознавать необходимость компромисса в вопросах вероисповедания.

Но веротерпимость по отношению к расколу получила своеобразный характер. В феврале 1716 г. были изданы два царских указа, на основании

которых раскольники были официально признаны государством, только для этого они должны были быть переписаны и обложены двойным податным налогом за приверженность старой вере.

При этом правительство поддерживало и одобряло действия тех раскольников, которые присоединялись к Православной церкви. С таких переходцев снимался повышенный оклад.

Жесткая политика проводилась по отношению к тем, кто, скрывая свое «староверие», уклонялся от уплаты налогов. Выявление тайных, или как еще их называли потаенных, раскольников было возложено на местную администрацию и православное духовенство.

Розыском тайных раскольников занимались специальные воинские команды из состава Архангельского гарнизона, которые передавали пойманных для дальнейшего следствия духовным властям.

 Именным указом 1722 г. бородачам и раскольникам было предписано носить определенный тип одежды, так называемое «указное» платье, и платить налог за бороду.

Ещё по теме:   Неперемолотые: Петр Кузьмич Крошечкин

Под угрозой строжайшего наказания запрещалась пропаганда старообрядчества. Гражданские права раскольников ущемлялись во многом.

Так, им запрещалось быть в начальниках, не разрешалось брать их в свидетели при судебных разбирательствах по делам православных.

В этот период в Архангельске действовала сильная старообрядческая организация, способная отстаивать свои права. 

  Так   в   1726   г.   архангелогородские записные раскольники, исправно платившие двойной налог, подали в губернскую канцелярию доношение, в котором отказались платить   дополнительный   налог   за   ношение бороды,

Дело рассматривал Сенат и отказал. В 1727 г. было подано новое доношение, подписанное группой старообрядцев, в котором они подтверждали свою приверженность старой вере,

 за что платили двойной налог, но также решительно отказывались от уплаты налога за бороду, заявляя, что являются записными раскольниками, а не записными бородачами, к тому же, им иметь бороду положено по вере.

 В том же году была послана жалоба императору и направлен ходатай — старообрядец в Москву.

 Но предпринятые меры вновь оказались безуспешными. Более того, местной власти предписывалось ссылать неуплативших в Рогервик для зарабатывания денег.

В свою очередь губернатор не спешил расправляться с нарушителями закона. Что послужило этому? 

Продолжение следует.

P.S. Часть видео записей заключительного концерта фестиваля «Рождественский благовест» в Архангельске можно смотреть здесь на моей страничке Windows live

Сергей Сергеевич/ автор статьи

Уроженец города Архангельcка. Работал в Усть-Камчатске на Дальнем Востоке. В настоящее время проживаю в Архангельске. Увлекаюсь шахматами, математикой, компьютерами, книгами, садом и огородом. Об этом и другом пишу на этом сайте!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Оставьте свой комментарий