Добрый день, друзья!
В конце 2010 года в отделе краеведения «Русский Север» Архангельской областной библиотеки имени Н.А. Добролюбова проходила выставка «Верность русской старине», посвященная старообрядчеству на Русском Севере и 390 – летию протопопа Аввакума
Из обширной подборки, представленной литературы, меня наиболее всего заинтересовала история старообрядчества нашей области от Аввакума до наших дней. Для тех, кто верит в русский народ, в его большой духовный потенциал – мой сегодняшний пост.
После церковного раскола в конце XVII века, зачинателями которого были, как известно, Аввакум и Никон, спасаясь от правительственных репрессий, старообрядцы расселились по всей России, выбирая для местожительства глухие, незаселенные территории.
Естественно, поморский малообжитый север с его огромной территорией, дремучими лесами и непроходимыми болотами стал тем местом, куда устремились, спасаясь от преследований, многие старообрядцы.
XVII век- век репрессий и казней
1667 г. – образована Архангельская старообрядческая община. Центр защиты старообрядцев, преданных анафеме, был сосредоточен в Соловецком монастыре и возглавил его архимандрит Никанор.
Братия монастыря избрала его Настоятелем, и в течение 8 лет он руководил обороной монастыря от правительственный войск. После падения, в результате предательства, Соловецкого монастыря в 1676 г. Никанор был одним из первых казнен,- заживо заморожен.
Чудом спасшиеся монахи разошлись по всему Поморью и стали самыми ревностными поборниками древлеправославного благочестия.
1682 г — для борьбы с расколом на севере была создана Холмогорская и Важская епархия. Одним из первых шагов новоиспеченной епархии стала попытка упразднения почитания святого преподобного Евфимия Архангелогородского — небесного покровителя Архангельска и его жителей.
Преподобный был родом из деревни Вознесение и был игуменом Михаило-Архангельского монастыря в XVI веке. Преподобный был включен в список почитаемых русских святых, составленный на Выге — центре старообрядчества.
1683 год — начались раскольничьи волнения среди стрельцов Архангельского гарнизона. Лишь после того, как были схвачены и отправлены в Холмогоры расколоучители, волнения прекратились.
1682-1689гг. — период правления Софьи
– репрессии усиливаются. Аресты, пытки и убийства старообрядцев стали обычным явлением. Многие для сохранения древлеправославного благочестия бежали из города в окрестные леса.
Большинство старообрядческих скитов вокруг Архангельска возникло в этот период, и по их количеству Архангельский уезд превосходил другие уезды губернии.
XVIII век
Отношение правительства к раскольникам стало более либеральным. Начало таких изменений положено Манифестом Петра I от 16 апреля 1702 года, в котором была провозглашена веротерпимость в государстве.
Несмотря на то, что этот закон в основном касался иностранцев, приезжавших в Россию, он показал, что правительство стало осознавать необходимость компромисса в вопросах вероисповедания.
Но веротерпимость по отношению к расколу получила своеобразный характер. В феврале 1716 г. были изданы два царских указа, на основании
которых раскольники были официально признаны государством, только для этого они должны были быть переписаны и обложены двойным податным налогом за приверженность старой вере.
При этом правительство поддерживало и одобряло действия тех раскольников, которые присоединялись к Православной церкви. С таких переходцев снимался повышенный оклад.
Жесткая политика проводилась по отношению к тем, кто, скрывая свое «староверие», уклонялся от уплаты налогов. Выявление тайных, или как еще их называли потаенных, раскольников было возложено на местную администрацию и православное духовенство.
Розыском тайных раскольников занимались специальные воинские команды из состава Архангельского гарнизона, которые передавали пойманных для дальнейшего следствия духовным властям.
Именным указом 1722 г. бородачам и раскольникам было предписано носить определенный тип одежды, так называемое «указное» платье, и платить налог за бороду.
Под угрозой строжайшего наказания запрещалась пропаганда старообрядчества. Гражданские права раскольников ущемлялись во многом.
Так, им запрещалось быть в начальниках, не разрешалось брать их в свидетели при судебных разбирательствах по делам православных.
В этот период в Архангельске действовала сильная старообрядческая организация, способная отстаивать свои права.
Так в 1726 г. архангелогородские записные раскольники, исправно платившие двойной налог, подали в губернскую канцелярию доношение, в котором отказались платить дополнительный налог за ношение бороды,
Дело рассматривал Сенат и отказал. В 1727 г. было подано новое доношение, подписанное группой старообрядцев, в котором они подтверждали свою приверженность старой вере,
за что платили двойной налог, но также решительно отказывались от уплаты налога за бороду, заявляя, что являются записными раскольниками, а не записными бородачами, к тому же, им иметь бороду положено по вере.
В том же году была послана жалоба императору и направлен ходатай — старообрядец в Москву.
Но предпринятые меры вновь оказались безуспешными. Более того, местной власти предписывалось ссылать неуплативших в Рогервик для зарабатывания денег.
В свою очередь губернатор не спешил расправляться с нарушителями закона. Что послужило этому?
Продолжение следует.
P.S. Часть видео записей заключительного концерта фестиваля «Рождественский благовест» в Архангельске можно смотреть здесь на моей страничке Windows live