От подражания к воплощению свободных символов

К предмету искусства первый посыл «подражание» ушел в прошлое еще в предыдущем веке. На авансцену триумфально вышел абстракционизм, т.е. умение освободить видимый мир от любых предметных связей.

Девизом сторонников этого направления стало утверждение-афоризм американского художника Франка Стелла: «Абстрактные картины должны быть столь же реальны, как и картины итальянских мастеров XVI века».

Другими словами, тем, кому удалось в своей работе не разделить по разным полочкам реальное и абстрактное, погрузить свое изображение в водоворот красок, линий, квадратов (вспомним Черный квадрат одного из начинателей разрушителя традиции предметности Казимира Малевича), тот по утверждению Поля Сезанна достиг гармонии, параллельной самой природе.

Жорж Матье: француз художник-самоучка

Его картины рождались в процессе художественных перформансов и являются как бы сиюминутными, перенесенными на холст заметками. Обычно он создавал композиции непосредственно во время выступлений

Матье

Наиболее крупное из представлений имело место 23 мая 1956 года, во время «Ночи поэзии» в парижском театре Сары Бернар. Там, перед аудиторией более чем 2000 человек, Матье написал картину на холсте 4×2 метра за двадцать минут-Всюду Капетинги

Vsyudu_kapetingi

Его главные принципы письма: «Я полагаю, что скорость творческого акта — это одна из наиболее важных предпосылок моего художественного стиля.

Во всяком случае, я — первый художник, который ввел понятие скорости в западную живопись. Я убежден, что только скорость делает возможной схватывать и выражать то, что исходит из глубин чьего-либо существа, без рационального размышления и вмешательства, которое подавило бы спонтанный взрыв».

Восточные каллиграфы также были важным источником вдохновения для Матье. Его композиции на однотонном фоне формально напоминали о каллиграфических символах. Мастера японской каллиграфии знали, как в момент наибольшего сосредоточения мгновенно перенести знак на бумагу.

Ещё по теме:   Золотая черепаха (часть 2)

За их действиями стояли десятилетия упражнений (!!!), практики и опыта. Матье в своем спонтанном творческом процессе стремился к чему-то подобному. Художественные представления Матье были публичными спектаклями. Он показывал их во многих странах мира.

Эль Лисицкий: русский конструктивист

Его программной работой, благодаря квадратному формату, считается Проун R. V. N. 2 1923 года

ПРОУН R. V. N. 2

Мнение экспертов*:

Лисицкий избегал ярких цветовых эффектов красных плоскостей, выбирая исключительно приглушенные коричневые, серые и черные тона для своих композиций.

Композиция картины сочетает в себе широкие плоскости и весьма рельефные объемные формы. В центре находится светлая окружность, которую художник лишь слегка сместил по отношению к центру картины.

Этот аспект движения и неуверенности уравновешивается четырьмя квадратными плоскостями, помещенными в углах картины. Они касаются светлого круга и иногда заходят на него.

Три узкие архитектурные формы с отчетливыми, но отнюдь не однообразными светлыми и затененными краями парят перед кругом. Кажется, что каждый из этих объектов освещен своим собственным источником света.

Тем не менее ни одна из форм не отбрасывает тени ни на другие формы, ни на светлый диск на заднем плане. Благодаря этому положение отдельных элементов в пространстве кажется неопределенным.

В Проунах Лисицкий отказывается от иллюзорного пространства традиционной живописи. Он отверг идею картины как вида из окна с перспективой. В Проунах отдельные компоненты будто расположены между поверхностью картины и зрителем, и таким образом создается впечатление, что они находятся в реальном пространстве.

По сравнению с традиционным пониманием живописи, Лисицкий сформулировал радикально новую идею. В свете этой идеи Проуны можно считать эскизами к будущим архитектурным замыслам.

С моей точки зрения — мы видим то, что мы видим, и далеко не одно и тоже судить работу, глядя на ее иллюстрацию или созерцая подлинник. Плоская картина-поверхность, покрытая красками в определенных сочетаниях, воспроизводит в нашем мозгу совершенно разную интерпретацию:

Ещё по теме:   Картины по русской истории. С.В. Иванов. Суд в Московском государстве.


Пит Мондриан Бродвей Буги-Вуги, холст, масло 127х127 см (музей современного искусства, Нью-Йорк)

Bugi_Vugi

Робер Делоне Первый симультанный диск, холст, масло диам. 135 см, частная

Pervyy_simultanyy_disk

Франц Кляйн Скрэнтон, холст, масло 177х124,5 см, Музей Людвига, Кёльн

Skrenton

Сергей Сергеевич/ автор статьи

Уроженец города Архангельcка. Работал в Усть-Камчатске на Дальнем Востоке. В настоящее время проживаю в Архангельске. Увлекаюсь шахматами, математикой, компьютерами, книгами, садом и огородом. Об этом и другом пишу на этом сайте!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: