Ломоносов. От стекла к мозаике

Я рад приветствовать вас, друзья!

В Рождественские праздники на набережной города Архангельска прошел зимний фестиваль «Рождественский Благовест». Сегодня и в следующий мой пост смотрите фото и видеосюжеты этого красочного театрализованного представления. А пока

Продолжаем наш экскурс по избранной рубрике.

В химической лаборатории Ломоносов провел более четырех тысяч опытов и разработал технологию изготовления цветных прозрачных и непрозрачных (смальт) стекол.

Эту технологию он решил использовать для промышленного изготовления изделий из цветного стекла

DSCN1356

В 1752 году Ломоносов получил земельный надел для строительства фабрики, которое началось в следующем году

DSCN1358

Из «Прошения» Ломоносова в Сенат. 1756 г.:

«Заведенная мною в Копорском уезде, в Ковашской мызе, в деревне Усть-Рудицах фабрика делания изобретенных мною разноцветных стекол… приведена в такое

состояние, что… работы в учрежденных к тому строениях и обученными разным мастерствам людьми могут быть производимы в великом количестве». 

Стекловаренные тигли усть-рудицкой фабрики Ломоносова

DSCN1357

Усть-рудицкая фабрика была передовым предприятием России XVIII века. Здесь применялись созданные по проекту Ломоносова станки, приводимые в действие гидросиловой установкой, построенной на реке Рудице.

На фабрике в Усть-Рудицах изготовлялась смальта для мозаичных картин, бисер, стеклярус, посуда и другие нужные в быту вещи.

В «Письме о пользе стекла» (1752) Ломоносов дал широкую картину его применения в самых различных областях человеческой деятельности. Он писал:

«Пою перед Тобой в восторге похвалу

Не камням дорогим, ни злату, но

Стеклу

…….

Так в бисере Стекло, подобяся жемчугу,

Любимо по всему земному ходит кругу.

Им красится народ в полунощных степях,

Им красится Арап на южных берегах».

DSCN1370

/Столики, украшенные смальтами усть-рудицкой фабрики. Музей-заповедник г. Ломоносова. Китайский дворец/. 

Ломоносов возродил в России древнее искусство мозаики. В его мастерской было создано сорок мозаик, из которых до наших дней сохранилось двадцать четыре.

Ещё по теме:   Полярные "робинзоны"

В 1752 году он писал:

«Коль пользы от Стекла приобрело велики,

Доказывают то Финифти, Мозаики,

Которы в век хранят Геройских бодрость лиц,

Приятность нежную и красоту девиц,

Чрез множество веков себе подобны зрятся

И ветхой древности грызенья не боятся».

В 1764 году журнал Болонской академии «Флорентийские ученые ведомости» высоко оценил мозаичные работы Ломоносова:

«… господин Ломоносов, статский советник и известный профессор химии в знаменитой Петербургской Академии… после невероятного числа опытов, вооружившись

философской выдержкой… приготовил все необходимые цвета для …мозаики, которая будучи сравнена с римскими, оказалась не уступающей им ни в чем».

В 1758 году Ломоносов составил проект мозаичного монумента Петру I в Петропавловском соборе. По замыслу ученого стены внутри собора, где находится

гробница Петра I, должны были украшать мозаичные картины, прославляющие государственную деятельность царя. Из задуманных двенадцати  была закончена только одна

DSCN1376

— «Полтавская баталия». С 1925 года она украшает парадную лестницу здания Академии наук в Ленинграде.

Архангельск  7 янв. 2011 г.

_DSCN2253

_DSCN2276

Видео здесь

Архангельск 9 янв. 2011г. «Музыка души». Концерт мастеров колокольных звонов. Творческая программа участников фестиваля фольклора «Зимние святочные забавы»



Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

*

code

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: