Я рад приветствовать вас, друзья!
В Рождественские праздники на набережной города Архангельска прошел зимний фестиваль «Рождественский Благовест». Сегодня и в следующий мой пост смотрите фото и видеосюжеты этого красочного театрализованного представления. А пока
Продолжаем наш экскурс по избранной рубрике.
В химической лаборатории Ломоносов провел более четырех тысяч опытов и разработал технологию изготовления цветных прозрачных и непрозрачных (смальт) стекол.
Эту технологию он решил использовать для промышленного изготовления изделий из цветного стекла
В 1752 году Ломоносов получил земельный надел для строительства фабрики, которое началось в следующем году
Из «Прошения» Ломоносова в Сенат. 1756 г.:
«Заведенная мною в Копорском уезде, в Ковашской мызе, в деревне Усть-Рудицах фабрика делания изобретенных мною разноцветных стекол… приведена в такое
состояние, что… работы в учрежденных к тому строениях и обученными разным мастерствам людьми могут быть производимы в великом количестве».
Стекловаренные тигли усть-рудицкой фабрики Ломоносова
Усть-рудицкая фабрика была передовым предприятием России XVIII века. Здесь применялись созданные по проекту Ломоносова станки, приводимые в действие гидросиловой установкой, построенной на реке Рудице.
На фабрике в Усть-Рудицах изготовлялась смальта для мозаичных картин, бисер, стеклярус, посуда и другие нужные в быту вещи.
В «Письме о пользе стекла» (1752) Ломоносов дал широкую картину его применения в самых различных областях человеческой деятельности. Он писал:
«Пою перед Тобой в восторге похвалу
Не камням дорогим, ни злату, но
Стеклу
…….
Так в бисере Стекло, подобяся жемчугу,
Любимо по всему земному ходит кругу.
Им красится народ в полунощных степях,
Им красится Арап на южных берегах».
/Столики, украшенные смальтами усть-рудицкой фабрики. Музей-заповедник г. Ломоносова. Китайский дворец/.
Ломоносов возродил в России древнее искусство мозаики. В его мастерской было создано сорок мозаик, из которых до наших дней сохранилось двадцать четыре.
В 1752 году он писал:
«Коль пользы от Стекла приобрело велики,
Доказывают то Финифти, Мозаики,
Которы в век хранят Геройских бодрость лиц,
Приятность нежную и красоту девиц,
Чрез множество веков себе подобны зрятся
И ветхой древности грызенья не боятся».
В 1764 году журнал Болонской академии «Флорентийские ученые ведомости» высоко оценил мозаичные работы Ломоносова:
«… господин Ломоносов, статский советник и известный профессор химии в знаменитой Петербургской Академии… после невероятного числа опытов, вооружившись
философской выдержкой… приготовил все необходимые цвета для …мозаики, которая будучи сравнена с римскими, оказалась не уступающей им ни в чем».
В 1758 году Ломоносов составил проект мозаичного монумента Петру I в Петропавловском соборе. По замыслу ученого стены внутри собора, где находится
гробница Петра I, должны были украшать мозаичные картины, прославляющие государственную деятельность царя. Из задуманных двенадцати была закончена только одна
— «Полтавская баталия». С 1925 года она украшает парадную лестницу здания Академии наук в Ленинграде.
Архангельск 7 янв. 2011 г.
Видео здесь
Архангельск 9 янв. 2011г. «Музыка души». Концерт мастеров колокольных звонов. Творческая программа участников фестиваля фольклора «Зимние святочные забавы»