Доброго времени суток всем посетителям блога!
В Архангельске 3-5 ноября состоялась премьера «Курска». Мне, к сожалению, побывать на ней не получилось, — уж больно напряженная была пора на фазенде:-)))
Пробел сглаживают публикации в Интернете, газетные новости:
Виктора Панова*, режиссера спектакля и художественного руководителя Молодежного театра, в местном Интернете ругали задолго до премьеры. Зачем он взял такую еще кровоточащую тему — о гибели подлодки «Курск» — да еще ставит ее как «драматическую историю в стиле танго»?
Еще вызывало сомнение в том, что этим спектаклем можно «освоить» огромную сцену нового здания театра драмы. Актеров-то у Молодежного театра хватит, чтобы ее всю заполнить?
Но сцена в этом спектакле-посвящении была заполнена, даже когда актеры на ней отсутствовали тому «виной» прекрасная работа нескольких людей — И. Бируля (сценография), С. Скорнецкого (световое оформление), И. Кузнецова (свет, видеоряд), И. Гореньковой (звук).
Собственно, оформление сцены — меняющийся экран-задник, где демонстрировались документальные кадры событий и фотографии погибших моряков, и был одним из главных действующих лиц этого спектакля.
Пьесу «Курск», написал наш бывший соотечественник Александр Янович. Как оказалось, в далекой Австралии отозвались на российскую трагедию раньше и уже поставили эту пьесу. Сразу оговоримся: пьеса воспроизводит одну из версий гибели «Курска», гулявшую десять лет назад на кухнях, но не совпадающую с официальной точкой зрения.
Поэтому спектакль надо воспринимать как художественное произведение, а не как окончательный ответ на все вопросы, связанные с трагедией в Баренцевом море. Об этом говорит и сам режиссер: «Театр не отвечает на вопросы. Театр их ставит».
В полном смысле драматическим спектаклем премьерный «Курск» назвать нельзя, весьма условны и герои спектакля, видимо, как и персонажи в самой пьесе. Но в спектакле есть связующая драматическая нить — командующий Северным флотом адмирал Попов, которого сыграл актер Молодежного театра Илья Глущенко.
А сыграл он, по словам самого артиста, «человека, в котором все раздваивается, человека, в котором, как и в любом из нас, есть плохое и хорошее. И непонятно, какое из этих качеств берет вверх в душе. В спектакле он вроде бы герой, а по сути, отказываясь от иностранной помощи, хоронит ребят…»
Действие спектакля-посвящения «Курск» разворачивается словно бы вне времени, несмотря на исторические реалии. Есть сильные люди, которые сами выбрали для себя суровую профессию подводника и с достоинством приняли свою участь. Действительно, только очень сильный человек мог написать в предсмертном послании-завещании: «Не надо отчаиваться!»
Спектакль напомнил не только об экипаже «Курска», но и обо всех подводниках, когда-либо погибших на войнах или боевых учениях. Возможно, действо несколько разрывалось некими вставными «номерами» — чтением стихов или исполнением того же «мужского» танго (оно вряд ли тянет на отдельный жанр), тем не менее спектакль задает эмоциональный тон и находит отклик у зрителей.
«Погружение» в атмосферу спектакля создается еще до его начала — бумажные кораблики в воде невключенных фонтанов, переговорные эфирные шумы в фойе, а после – горящие плавающие свечи в тех же фонтанах.
В финале, когда на экране возникают лица моряков, все три премьерных показа зал вставал. В спектакле использована музыка Шнитке, Свиридова и песни Сукачева, Высоцкого, Витаса. В программке, кроме «паспорта» спектакля, напечатан список 118 членов экипажа АПЛ «Курск», погибшей 12 августа 2000 года, — чтобы помнили.
«Курск» — это спектакль памяти об общей судьбе хороших парней, которые, несмотря на все катаклизмы XX века, не переводятся в России. Напомним, 2000 год завершал страшное двадцатое столетие, и мы будем надеяться, что XXI в дальнейшем окажется милостивее к мужчинам России — «Не надо отчаиваться!»
Источник: текст — Елена Ирха, /Правда Севера 09.11.2010г./
*Кто следит за моими постами, помнит его по фестивалю уличных театров