США — источник инновационных технологий, Китай производит дешевые подделки — это довольно распространенный предрассудок. Вы тоже так считаете? Самое время разобраться в этом.
Китайская Народная Республика является не только самой густонаселенной страной планеты, но и мощной экономической державой. Китай — разработчик множества собственных продуктов, которые должны конкурировать с высокотехнологичной американской продукцией.
Возможно, следует принимать во внимание потенциал технологического и научного центра Пекина —Чжунгуаньцуня? Попробуем разобраться в этом вопросе, устроив для двух технологических гигантов состязания по двум дисциплинам: интернет и бытовая техника.
Победитель по цифрам
Разумеется, больше всех на электронике зарабатывают США, на долю их продукции приходится более 35% мирового IT-рынка, а у Китайской Народной Республики этот показатель составляет лишь 6%. Думаете, у китайцев нет шансов? Отнюдь!
Ведь если посмотреть на точные цифры, то Китай в настоящее время ударными темпами наверстывает упущенное в перспективных отраслях. Поданным немецкого отраслевого союза BITKOM, оборот Китая от продажи мобильных телефонов, планшетов и пр. достигает 200 млрд. евро.
Разумеется, американские фирмы опережают Китай (330 млрд. евро, но Китай намного позднее вышел на IT-рынок, а кроме того, он деонстрирует более высокие темпы роста. Поэтому возможно, что уже в скором будущем он опередит конкурента.
Сделано в США?
Американские компании хорошо зарабатывают на продаже электроники. Это объясняется, прежде всего, тем, что свои бестселлеры они практически не производят внутри страны. Большая часть предприятий по производству электроники в США была ликвидирована несколько лет назад, даже такие флагманы, как iPhone, сходят с конвейеров китайских заводов.
«Разработано Apple в Калифорнии. Собрано в Китае» — указано на тыльной стороне упаковки мобильного телефона. Причина ясна: заработная плата в Китае очень низкая, у местных рабочих практически нет прав.
И, конечно, американцы всячески скрывают, в каких катастрофических условиях осуществляется производство, например, на заводах — поставщиков комплектующих Foxconn и Pegatron: использование труда несовершеннолетних, сверхурочная работа, выходящая за пределы разумного, и грубое обращение со стороны менеджеров здесь далеко не редкость. Но есть и не только имиджевые недостатки: за качество продукции заморским менеджерам приходится биться не покладая рук.
Экспорт знаний
Перемещение производства в Китай привело к экспорту технических знаний. Таким образом, КНР, которая раньше выпускала в основном товары массового потребления и до сегодняшнего дня выпускает практически все одноразовые зажигалки в мире, постепенно превратилась в площадку для производства высокотехнологичных устройств. Даже соседи с острова Тайвань делают большую часть электроники в Китае, Acer также перенесла туда предприятия по конечной сборке продукции.
Первая скрипка
Следствием экспорта ноу-хау стало появление большого количества заводов, которые бесцеремонно копируют продукцию всемирно известных брендов, заполонившую европейские рынки. Но, как утверждает специалист по Китаю Маркус Конле из института GIGA, дешевые подделки — далеко не все, на что способен Китай.
Ведь в Китае производство под чужими патентами отходит на второй план; за пределами Азии все большую известность приобретают такие китайские компании, как Lenovo — производитель компьютерной техники, конкурирующий с американским концерном Hewlett-Packard за позиции крупнейшей компьютерной фирмы, или поставщик телекоммуникационного оборудования Huawei.
И никто не сможет всерьез упрекнуть их в том, что они копируют продукцию Apple и пр. и выпускают дешевые аналоги. По имеющимся данным, производитель смартфонов Huawei зарегистрировал 47 тысяч патентов; кроме того, половина его персонала трудится в отделах научных исследований и конструкторских разработок.
Правда, Huawei неоднократно становилась фигурантом скандалов, связанных с промышленным шпионажем и нелегальным копированием чужих технических решений. Lenovo же просто приобрела подразделение IBM, много лет разрабатывавшее ноутбуки. Американской корпорации этот бизнес оказался не нужен.
По материалам журнала Компьютер Билд
Продолжение следует.