Рынки ещё не сдаются

Не так давно, несколько лет назад, средства массовой информации сообщили, что объем закупок продоволь­ствия, сделанных населением в супермаркетах, впер­вые превысил пятьдесят процентов.

Эта весть рассмат­ривалась как удар по французскому желудку, как знаменательная веха, как предвестник заката старых способов приобретения съестного.

J10marchПосыпались мрач­ные предсказания: конец мясникам и бакалейщикам, пекарям и зеленщикам. Сыроделы, рыбаки, фермеры, выращивающие что угодно, от оливок до спаржи — сдавай продукцию торговым сетям, бери что дают и помалкивай, не то вконец разоришься.

И, разумеет­ся, рынкам придется туго.

J04hyper

Кто захочет таскать на себе тяжелую корзину, если можно с удобством толкать пе­ред собой по гладкому полулегкую тележку для поку­пок. Будущее за удобством — так предрекали всяческие медиагуру.

Но оказалось, что требуется еще что-то, кроме удобства, чтобы разрушить складывавшиеся веками институции.

Рынки Прованса не только выжили, но и развиваются, процветают, чувствуют себя не хуже, чем в течение предыдущих пятисот лет.

Рынок в Апте учрежден добрым королем Рене в 1523 году и с тех пор регулярно торгует по воскресеньям.

За Аптом после­довал Руссильон в 1567-м, Горд в 1774-м и многие-многие другие, не сосчитать. Каждому дню недели при­надлежат свои рынки, и так круглый год.

Можно различить два основных типа рынков Первый — традиционный еженедельный рынок с ши­роким ассортиментом.

Здесь вы можете не только купить колбасу, мед и сельский хлеб, но и отовариться камуфляжными штанами, охотничьими ножами, сковородками для

омлетов, кастрюлями, ножами и вилками семенами и саженцами, бюстгальтерами разного фасона и прочности, головными уборами по сезону,

меховых до сетчатых, футболками, живыми кроликами, компакт-дисками, вышибающими слезы вогезскими каплями от кашля. И многим-многим другим. И все это круглый год!

Рынок второго типа сезонный. Ассортимент его не столь широк, ограничивается в основном сельскохозяйственной продукцией.

Можно определить его как относительно нового типа marché paysan, крестьяне- рынок, возникший в Провансе лишь несколько лет на зад.

Поначалу его и рынком-то назвать было нельзя Просто собирались в одном месте несколько хозяев на автомобильной стоянке из своих фургонов предлагали на продажу свою продукцию, овощи и фрукты.

Попав в струю популярности, этот тип рынка развился, завоевал популярность и теперь начинает работу весной и завершает осенью.

Рынки привлекают покупателей по причинам как практического, так и социального характера.

Процесс закупки товаров в супермаркете анонимен, на рынке же он приобретает личный характер. Продавцы не слишком удалены от производителей, а часто товар реализует тот, кто его вырастил.

На рынке продавец лично отвечает за свой товар. Если салат окажется не первой свежести, его тут же раскритикуют без всяко­го стеснения.

Посещающие рынок домохозяйки — самый строгий контроль качества. Завядший зеленый лук, засохший сыр или провонявшую рыбу они вос­примут как личное

оскорбление и очень громко пове­дают об этом оскорблении всем окружающим. Столь неприятная перспектива заставляет лоточников дер­жать марку.

Действует и положительный аспект. Между про­давцами и покупателями завязываются отношения личного характера.

Французская душа, кроме страсти к анархии и склонности к ипохондрии, охвачена и еще одной страстью — гастрономической.

И чтобы удовлетворить эту страсть, необходима поддержка со стороны, нужны контакты с поставщиками самой све­жей и самой качественной продукции, соответствую­щей времени года.

Этих специалистов, поставщиков и консультантов, покупатель находит на рынке в лице продавцов, приветствующих его по имени и, как вну­шает себе покупатель, откладывающих для него все самое лучшее.

Конечно же, продавцы больше осведомлены о ка­чествах продаваемой ими продукции. Они делятся ин­формацией с покупателем — отсюда образовательный аспект общения на рынке.

За одно-единственное утро вы можете прослушать несколько лекций о достоинствах того или иного продукта, узнать рецепты приго­товления, а заодно и услышать, что из продаваемого какой исторический герой потреблял и как это повлия­ло на ход истории.

Там, на рынке, вас просветят, что следует покупать лишь ту рыбу, которая тебе подмиг­нула, чем и как лучше фаршировать fleurs de courgettes, цветы кабачков,

как лучше приготовить «двугрудую» версию magret de canard, утиного филе, как дольше хранить оливковое масло, как лучше всего снять кожу со жгучего

перца, как добавка лимонада в воду позволяет предохранить срезанные цветы от преждевременного увядания, чем именно хорош миндаль и чего ждать от зеленого тапенада. Попробуйте-ка вызнать эти секреты жизни у кассира супермаркета.

Но и это еще не все. Невозможно забыть об особой атмосфере рынка, об удовольствии, получаемом во время утренних закупок.

Посетители рынка склонны к улыбке, к обмену легкими, ничего не значащими фразами, редко встретишь мрачную или озабочен физиономию.

Не видно и торопящихся. Можно видеть редкое для Франции явление: покупательскую очередь. Обычно никто из них не нервничает, не пытается пролезть вперед.

Наоборот, люди пользуются случаем для обсуждения волнующего всех жителей последнего события деревенской жизни (а в деревне все время что-то

случается), для обмена впечатлениями о новом почтальоне или просто мудрыми замечаниями о погоде и природе. Важна не тема, важен сам факт общения, бесплатное приложение к покупке.

Обычно торговля начинается в восемь утра и к полудню сворачивается.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: