Не так давно, несколько лет назад, средства массовой информации сообщили, что объем закупок продовольствия, сделанных населением в супермаркетах, впервые превысил пятьдесят процентов.
Эта весть рассматривалась как удар по французскому желудку, как знаменательная веха, как предвестник заката старых способов приобретения съестного.
Посыпались мрачные предсказания: конец мясникам и бакалейщикам, пекарям и зеленщикам. Сыроделы, рыбаки, фермеры, выращивающие что угодно, от оливок до спаржи — сдавай продукцию торговым сетям, бери что дают и помалкивай, не то вконец разоришься.
И, разумеется, рынкам придется туго.
Кто захочет таскать на себе тяжелую корзину, если можно с удобством толкать перед собой по гладкому полулегкую тележку для покупок. Будущее за удобством — так предрекали всяческие медиагуру.
Но оказалось, что требуется еще что-то, кроме удобства, чтобы разрушить складывавшиеся веками институции.
Рынки Прованса не только выжили, но и развиваются, процветают, чувствуют себя не хуже, чем в течение предыдущих пятисот лет.
Рынок в Апте учрежден добрым королем Рене в 1523 году и с тех пор регулярно торгует по воскресеньям.
За Аптом последовал Руссильон в 1567-м, Горд в 1774-м и многие-многие другие, не сосчитать. Каждому дню недели принадлежат свои рынки, и так круглый год.
Можно различить два основных типа рынков Первый — традиционный еженедельный рынок с широким ассортиментом.
Здесь вы можете не только купить колбасу, мед и сельский хлеб, но и отовариться камуфляжными штанами, охотничьими ножами, сковородками для
омлетов, кастрюлями, ножами и вилками семенами и саженцами, бюстгальтерами разного фасона и прочности, головными уборами по сезону,
меховых до сетчатых, футболками, живыми кроликами, компакт-дисками, вышибающими слезы вогезскими каплями от кашля. И многим-многим другим. И все это круглый год!
Рынок второго типа сезонный. Ассортимент его не столь широк, ограничивается в основном сельскохозяйственной продукцией.
Можно определить его как относительно нового типа marché paysan, крестьяне- рынок, возникший в Провансе лишь несколько лет на зад.
Поначалу его и рынком-то назвать было нельзя Просто собирались в одном месте несколько хозяев на автомобильной стоянке из своих фургонов предлагали на продажу свою продукцию, овощи и фрукты.
Попав в струю популярности, этот тип рынка развился, завоевал популярность и теперь начинает работу весной и завершает осенью.
Рынки привлекают покупателей по причинам как практического, так и социального характера.
Процесс закупки товаров в супермаркете анонимен, на рынке же он приобретает личный характер. Продавцы не слишком удалены от производителей, а часто товар реализует тот, кто его вырастил.
На рынке продавец лично отвечает за свой товар. Если салат окажется не первой свежести, его тут же раскритикуют без всякого стеснения.
Посещающие рынок домохозяйки — самый строгий контроль качества. Завядший зеленый лук, засохший сыр или провонявшую рыбу они воспримут как личное
оскорбление и очень громко поведают об этом оскорблении всем окружающим. Столь неприятная перспектива заставляет лоточников держать марку.
Действует и положительный аспект. Между продавцами и покупателями завязываются отношения личного характера.
Французская душа, кроме страсти к анархии и склонности к ипохондрии, охвачена и еще одной страстью — гастрономической.
И чтобы удовлетворить эту страсть, необходима поддержка со стороны, нужны контакты с поставщиками самой свежей и самой качественной продукции, соответствующей времени года.
Этих специалистов, поставщиков и консультантов, покупатель находит на рынке в лице продавцов, приветствующих его по имени и, как внушает себе покупатель, откладывающих для него все самое лучшее.
Конечно же, продавцы больше осведомлены о качествах продаваемой ими продукции. Они делятся информацией с покупателем — отсюда образовательный аспект общения на рынке.
За одно-единственное утро вы можете прослушать несколько лекций о достоинствах того или иного продукта, узнать рецепты приготовления, а заодно и услышать, что из продаваемого какой исторический герой потреблял и как это повлияло на ход истории.
Там, на рынке, вас просветят, что следует покупать лишь ту рыбу, которая тебе подмигнула, чем и как лучше фаршировать fleurs de courgettes, цветы кабачков,
как лучше приготовить «двугрудую» версию magret de canard, утиного филе, как дольше хранить оливковое масло, как лучше всего снять кожу со жгучего
перца, как добавка лимонада в воду позволяет предохранить срезанные цветы от преждевременного увядания, чем именно хорош миндаль и чего ждать от зеленого тапенада. Попробуйте-ка вызнать эти секреты жизни у кассира супермаркета.
Но и это еще не все. Невозможно забыть об особой атмосфере рынка, об удовольствии, получаемом во время утренних закупок.
Посетители рынка склонны к улыбке, к обмену легкими, ничего не значащими фразами, редко встретишь мрачную или озабочен физиономию.
Не видно и торопящихся. Можно видеть редкое для Франции явление: покупательскую очередь. Обычно никто из них не нервничает, не пытается пролезть вперед.
Наоборот, люди пользуются случаем для обсуждения волнующего всех жителей последнего события деревенской жизни (а в деревне все время что-то
случается), для обмена впечатлениями о новом почтальоне или просто мудрыми замечаниями о погоде и природе. Важна не тема, важен сам факт общения, бесплатное приложение к покупке.
Обычно торговля начинается в восемь утра и к полудню сворачивается.