2016 год отметился рядом авиакатастроф и вот еще (хорошо, если последняя до Нового года) падение ТУ-154 в Черном море. В моем дневнике сохранилась интересная информация по этой теме, имевшая место на архангельской земле. Рассказывает очевидец летного происшествия:
Это было утро 7 мая 1994 года, предпраздничный день. Я вылетаю из Москвы в Архангельск, и вдруг на посадке появляются Пашаев и директор «Звездочки» НЛ. Калистратов. Они должны были вылететь еще вчера вечером, но незаконченные дела их задержали. При разгоне самолета ТУ-134 в районе правого шасси, а я сидел как раз в седьмом ряду, почувствовался удар.
После взлета командир корабля объявил, что предстоит аварийная посадка в Архангельске, впоследствии выяснилось — вышла из строя система гидравлики. Как ни странно, паники никакой не было. Так случилось, что рядом со мной сидел военный летчик. Он хмуро пояснил, что у нас минимальные шансы выжить, если только удастся выпустить хотя бы два колеса из трех.
Более двух часов кружили над Архангельском, пока не сожгли все топливо. Летчики собрали у пассажиров всю жидкость, которая была у нас с собой. Раньше разрешали в самолет проносить нераспечатанные бутылки воды и спиртного. Когда запасов топлива оставалось на пять минут, летчики стали прокачивать систему гидравлики ручным насосом, используя всю собранную жидкость, и пошли на посадку. Два колеса, на наше счастье вышли, самолет на полосе развернуло и вынесло метров на сто вправо, он посшибал ограждающие столбики и застрял в весенней грязи.
Как прокомментировал все тот же военный летчик, до нас в истории авиации в подобной ситуации успешно сел только один из трех самолетов, а два перевернулись и сгорели, так что мы поправили статистику.
Может быть, я и не вспомнил бы об этом случае, если бы ни поведение Пашаева в последующие дни. Для расследования происшествия, как положено, была назначена комиссия, и следователи предупредили нас о приезде.
Я зашел к директору и спросил, почувствовал ли он удар при взлете? Ведь экипаж мог остановить разбег и не взлетать. Он ответил, что это уже не важно, и он никогда не будет свидетельствовать против летчика, который спас нам жизнь. Как выяснилось, самолет был отправлен в рейс после капитального ремонта, при котором крышка злополучного цилиндра была не завинчена на резьбу, а просто приварена.
Сварка лопнула и жидкость вытекла. Когда приехали следователи, Давид Гусейнович с ходу нарисовал им схему работы системы гидравлики, и как мог произойти отказ. Меня поразили его энциклопедические знания, хотя потом вспомнил, что его военная специальность «Штурман дальней авиации».
P.S. 1. Действующие лица:Слева Давид Гусейнович Пашаев — генеральный директор ПО «Севмашпредприятие» — крупнейшего центра атомного подводного кораблестроения России г. Северодвинск; справа:
рассказчик чп заместитель генерального директора Севмаша по экономике Э.С. Борисов
2. Самолет ТУ-154, направлявшийся в Сирию, тоже не так давно проходил капитальный ремонт. Пройти следователям по «стопам капремонта» вряд ли будет возможно в данном случае.