Картины по русской истории. И.Я. Билибин

Начало здесь.

4. И.Я. Билибин. Суд во времена «Русской Правды»

sud

«Русская Правда» — это и свод законов, важнейший па­мятник восточнославянского права, и незаменимый источник о большом периоде истории Древней Руси. Краткая редакция «Русской Правды» возникла в первой половине XII века в Новгороде, но ее первая часть, «Древнейшая Правда», на сто­летие старше.

Начальные статьи «Древнейшей Правды» по­явились в 1016 году в Киеве при Ярославе Мудром. Под­тверждая древний обычай кровной мести, они говорили о ра­венстве свободных людей (купцов и даже изгоев) с княжески­ми дружинниками (гридями, мечниками, ябедниками). «Древ­нейшей правде» известно лишь об «обиде» в пользу потерпев­шего, но не о поборах в пользу князя.

Вторая часть краткой редакции «Русской Правды» («Прав­да Ярославичей») возникла как прямой ответ феодалов на крестьянские восстания 1068—1071 годов, когда многие княжьи люди были убиты, а князья вынуждены были объединяться.

Она устанавливает виру (штраф) за убийство смерда-крестья­нина 5 гривен, а за княжеского огнищанина 80 гривен, назна­чает штраф за порчу межи, кражу скота, ловлю зверей и птиц в княжьих лесах, за сбор чужого меда и так далее.

Пространная редакция «Русской Правды», возникшая в Новгороде в связи с восстанием 1209 года, намного шире крат­кой. Она дает огромный материал по истории XII—XIII ве­ков всех древнерусских земель.

В ней мы видим неравенство среди свободных людей, видим зависимых от князя смердов, связанных круговой порукой в территориальной общине — верви. За убийство вместо наказания смертью все должны были платить деньги, по разной цене за княжьего мужа, отрока, повара, тиуна, ремесленника, холопа, раба и так далее.

«Ди­кую виру» за неизвестного убийцу платила община, на терри­тории которой был найден труп, штрафами облагался «поклеп», обиды, разные увечья и многочисленные виды краж.

Устав «Пространной Правды» о холопстве говорит о способах обра­щения свободного в рабство, запрещает холопу свидетельство­вать в суде, показывает, что холопы на Руси имели свое иму­щество и семью, могли даже торговать.

На грани свободного и раба стояли так называемые «закупы», которые в случае бегства превращались в полных холопов. Статьи о наследстве («заднице») вводят нас в жилища смерда, феодала, купца.

Ростовщичество подробно представлено в статьях «о месяч­ном резе» (процентах), оживленная торговля регулирова­лась статьями о долговых обязательствах: льготных, если товар купца погиб на море, реке, в пожаре или на войне, и суровых к тем, кто чужой товар испортит, пропьет или проспорит.

Как свод постановлений и судебных обычаев «Простран­ная Правда» сохраняла свое значение до конца XV века и послужила одним из источников московского Судебника 1497 года.

На картине И. Я. Билибина представлены наиболее общие черты древнерусского суда. Его ведет князь, окруженный со­ветниками и дружиной. Закатав рукава, один из подсудимых готовится оправдываться испытанием раскаленным железом (обычай, широко распространенный в средние века).

Автор аннотации: А.П. Богданов

Продолжение следует.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: