Начало здесь.
4. И.Я. Билибин. Суд во времена «Русской Правды»
«Русская Правда» — это и свод законов, важнейший памятник восточнославянского права, и незаменимый источник о большом периоде истории Древней Руси. Краткая редакция «Русской Правды» возникла в первой половине XII века в Новгороде, но ее первая часть, «Древнейшая Правда», на столетие старше.
Начальные статьи «Древнейшей Правды» появились в 1016 году в Киеве при Ярославе Мудром. Подтверждая древний обычай кровной мести, они говорили о равенстве свободных людей (купцов и даже изгоев) с княжескими дружинниками (гридями, мечниками, ябедниками). «Древнейшей правде» известно лишь об «обиде» в пользу потерпевшего, но не о поборах в пользу князя.
Вторая часть краткой редакции «Русской Правды» («Правда Ярославичей») возникла как прямой ответ феодалов на крестьянские восстания 1068—1071 годов, когда многие княжьи люди были убиты, а князья вынуждены были объединяться.
Она устанавливает виру (штраф) за убийство смерда-крестьянина 5 гривен, а за княжеского огнищанина 80 гривен, назначает штраф за порчу межи, кражу скота, ловлю зверей и птиц в княжьих лесах, за сбор чужого меда и так далее.
Пространная редакция «Русской Правды», возникшая в Новгороде в связи с восстанием 1209 года, намного шире краткой. Она дает огромный материал по истории XII—XIII веков всех древнерусских земель.
В ней мы видим неравенство среди свободных людей, видим зависимых от князя смердов, связанных круговой порукой в территориальной общине — верви. За убийство вместо наказания смертью все должны были платить деньги, по разной цене за княжьего мужа, отрока, повара, тиуна, ремесленника, холопа, раба и так далее.
«Дикую виру» за неизвестного убийцу платила община, на территории которой был найден труп, штрафами облагался «поклеп», обиды, разные увечья и многочисленные виды краж.
Устав «Пространной Правды» о холопстве говорит о способах обращения свободного в рабство, запрещает холопу свидетельствовать в суде, показывает, что холопы на Руси имели свое имущество и семью, могли даже торговать.
На грани свободного и раба стояли так называемые «закупы», которые в случае бегства превращались в полных холопов. Статьи о наследстве («заднице») вводят нас в жилища смерда, феодала, купца.
Ростовщичество подробно представлено в статьях «о месячном резе» (процентах), оживленная торговля регулировалась статьями о долговых обязательствах: льготных, если товар купца погиб на море, реке, в пожаре или на войне, и суровых к тем, кто чужой товар испортит, пропьет или проспорит.
Как свод постановлений и судебных обычаев «Пространная Правда» сохраняла свое значение до конца XV века и послужила одним из источников московского Судебника 1497 года.
На картине И. Я. Билибина представлены наиболее общие черты древнерусского суда. Его ведет князь, окруженный советниками и дружиной. Закатав рукава, один из подсудимых готовится оправдываться испытанием раскаленным железом (обычай, широко распространенный в средние века).
Автор аннотации: А.П. Богданов
Продолжение следует.