Картины по русской истории. С.В. Иванов.

Начало здесь.

… не преследуя только коммер­ческие интересы и часто прямо вопреки им, он с увлечением отдавался идее, его захватившей, особенно в области популя­ризации искусства в широких кругах.

И. Э. Грабарь (1926)

1. С. В. ИВАНОВ. Жилье восточных славян

zhile

В древние времена, на рубеже 3—2 тысячелетий до нашей эры, индоевропейские племена славян расселились по обшир­ным территориям Европы. Всюду оставили они следы круп­ных археологических культур железного века, связанных с земледелием, скотоводством, ремеслами.

Раскопки свидетельст­вуют, что на рубеже нашей эры славяне жили соседскими об­щинами в небольших поселениях по берегам крупных рек, на укрепленных рвами и валами возвышениях. Их небольшие жилища, размером 16—24 м2, нередко были углублены в зем­лю, стены делались из бревен, укрепленных на вкопанных стол­бах.

Пищу славяне хранили в ямах, готовили ее на каменных очагах или в глинобитных печах. Все основные орудия труда, оружие и конское снаряжение изготовляли из железа.

Много­численные украшения (бронзовые витые браслеты, хитроумные фибулы, подвески, цепочки, булавки, стеклянные бусы) говорят о внимании предков к своей внешности; красотой форм отли­чаются и древнейшие лепные глиняные сосуды.

Основой хо­зяйства было подсечное земледелие. Славянские селения имели и все виды домашнего скота. Сети и удочки приносили жителям рыбу, охотники добывали оленей, лосей, зубров, косуль, каба­нов, медведей, бобров и других зверей. В одежде шкуры были уже заменены тканями из льна и шерсти.

О славянах упоминают античные авторы: Плиний Стар­ший, Тацит, Птолемей. Во II веке Тацит пишет об энергичных славянских племенах, совершавших походы на римские области в низовьях Дуная (римская дорожная карта IV века уже пока­зывает в этих местах славянские поселения).

В V веке путешест­вовавший на север от Дуная Приск Понтийский писал, что в деревнях им «доставлялось продовольствие, притом вместо пшеницы — просо, а вместо вина так называемый по-туземно­му мёд».

Ещё по теме:   От подражания к воплощению свободных символов

В конце V века, после исчезновения гуннов, славяне двинулись дальше на Балканы и в византийские владения Се­веро-Западного Причерноморья (анты и склавины). От VI века до нас дошли сведения о «неизмеримых пространствах», заня­тых «многолюдным племенем» славян, «мощным своей чис­ленностью».

О силе и единстве славянских племен писал в VI веке ви­зантийский историк Прокопий Кесарийский. В те времена сла­вяне жили уже в широко раскинувшихся неукрепленных по­селениях, соседскими общинами, в домах из одного-двух по­мещений с печами.

Они владели железным плугом, ручными мельницами, серпами и косами, имели ключи-запоры, долота и иглы, разнообразнейшую лепную и гончарную посуду, сде­ланную специальными мастерами.

На картине С. В. Иванова отражены устаревшие ныне пред­ставления о примитивном характере труда и материальной культуры восточных славян. Так, славянки не только не упо­доблялись тягловому скоту, но и вряд ли ходили простоволо­сыми: гребешки, металлические и стеклянные украшения были уже непременным атрибутом женского быта.

Некоторые дета­ли — чуб-оселедец, кортик на поясе охотника — справедливо подчеркивают индоевропейское происхождение племени, дру­гие, например старик старейшина, уже не соответствуют време­ни соседской общины с ее выборными предводителями.

Автор анотации: А.П. Богданов

Продолжение следует.

 

Сергей Сергеевич/ автор статьи

Уроженец города Архангельcка. Работал в Усть-Камчатске на Дальнем Востоке. В настоящее время проживаю в Архангельске. Увлекаюсь шахматами, математикой, компьютерами, книгами, садом и огородом. Об этом и другом пишу на этом сайте!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Оставьте свой комментарий