Перуджино

026

/Пьетро Перуджино. Автопортрет. 1500 г./

Современники Пьетро ди Кристофоро Ваннуччи, более известного под именем Перуджино, считали художника едва ли не самым великим среди итальянских мастеров, открывших на рубеже XV и XVI столетий новый этап в развитии искусства Италии, этап Высокого Возро­ждения.

004

/Святой Себастьян/

Исключительное качество живописных произве­дений мастера и историческая важность сделанных им художественных открытий осознавались настолько отчетливо, что в конце XV века Перуджино единоду­шно признавали первым итальянским живописцем. « …это лучший мастер Италии», — пишет Агостино Киджи своему отцу Марьяно в Сиену 7 ноября 1500 года.

Как отмечает Вазари, такая оценка была связана в первую очередь с тем, что художник явился родоначальником новой живописной манеры, отвечавшей вкусам эпохи. Его искусство  кристально-чистое, прозрачное, тихое, музыкальное. Оно основано на цветовой гармонии и эффектной игре света.

Живопись Перуджино завораживает мастерски построенными, уходящими в бесконечную даль пространственными перспективами. Его композиции населены крестьянками и прачками, преображенными кистью художника в образы героические и божественные, полные мягкой грации и светлой задумчивости.

До нашего времени сохранилось свыше сотни картин, связанных с именем Перуджино. Они относятся к концу XV  началу XVI века. Манера его живописи «в ту пору так всем нравилась, что многие приезжа­ли из Франции, Испании, Германии и других стран» чтобы ей научиться.

005

/Мученичество Святого Себастьяна/

И работами его …многие торговали, рассылая их в разные местности, пока не появилась манера Микеланджело», — рассказывает Вазари в Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих, изданных в 1568 году.

Сегодня трудно даже представить ту огромную славу, которая сопровождала художника в лучшие годы его творчества. Со временем эту оценку признали неправомочной и подвергли критике, а сам мастер был обвинен в формализме и лицемерии.

Подобное отношение спровоцировал неуспех, постигший маленькую композицию Битва Любви и Целомудрия, написанную Перуджино для маркизы Мантуи, а также неудача с алтарным образом для церкви Сантиссима Аннунциата во Флоренции.

Только в XIX и в начале XX века исследователи вновь заговорили о новаторском стиле Перуджино. Тогда, спустя более чем два века после смерти художника, в европейской живописи происходило своеобразное «возрождение» многих иконографических и композиционных формул, которые разрабатывал великий умбрийский живописец.

Чтобы ограничиться лишь немногими примерами, следует вспомнить большие алтарные образы, исполненные Джузеппе Серени,  Франсуа Готье и в особен­ности Фридрихом Овербеком для святилища Мадонна делла Стелла возле Сполото.

Обращение к Перуджино означало нечто гораздо большее, нежели простое цитирование известного источника. В том же ряду можно упомянуть и витражи для собора в Тоди. В сцене Крещении, расположенной и правом нефе, и в фигурках путти центрального круглого окна-розы Элизео Фатторини использует непревзойдённую модель Перуджино.

В последующий период научные исследования о художнике почти не проводятся. Даже в наши дни творчество Перуджино нередко остается недооцененным. Ведь он один из тех мастеров, кто воплощает в искусстве классическую линию, далекую от вкусов широкой публики, воспитанной на примерах ава­нгарда и картинах художников XX века.

Музыкальная гармония, безмятежный покой, изящество и бла­городная красота его произведений не отвечают современным представлениям о канонах выразите­льности.

Тот факт, что в последние годы внимание к Перуджино значительно выросло, объясняется скорее оживлением научного интереса к молодому его ученику — Рафаэлю. Именно поэтому на сегодняшний день хорошо изучены лишь отдельные аспекты творчества мастера, не дающие полного представления об искусстве и исторической роли этого большого художника.

Ответ на вопрос о том, как происходило формирование искусства Перуджино, следует искать во флорентийской живописи второй половины XV века. О самом раннем периоде обучения художника в его родном городе мы знаем слишком мало.

В противовес утверждениям Вазари, Пьетро Ваннуччи принадлежал к одному из самых уважаемых и богатых семейств Каст ель делла Пьеве (ныне Читта дел­ла Пьеве) или, лучше, «Каструм Плебис», маленького городка -крепости в окрестностях Перуджи.

Здесь и появился на свет будущий художник.

Продолжение следует.

Исп. литература: 1.Р. Мутер Всеобщая история живописи. М., Эксмо, 2007;

2.DVD «Перуджино» ООО «Уральский электронный завод», 2003 г.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: