Свадьба на Русском Севере (часть 2)

Начало здесь.

Рукобитье

(рукоденье, зарученье, уговорка, пропивки)

Завершающий этап сватовства. Договоренность о браке скреплялась совместной молитвой с обязательным зажиганием свечи или лампады перед иконами,

DSCN7697

DSCN7487

DSCN7711

/На фото: 

  1. Икона «Спас Вседержитель». XIX в. Дерево, левкас, темпера
  2. Лампада. К. XIX —  нач. XX вв. Металл, стекло
  3. Полотенце рукобитное. Конец XIX — нач. XX вв.  Олонецкая губ. Лен, ткачество, вышивка, плетение
  4. Платок «аглицкий». Нач. XX в. Х/б ткань
  5. Рюмка. Нач. XX в. Стекло
  6. Монета серебряная «рубль». 1896 год
  7. Перстень. Начало XX в. Медь
  8. Поднос медный. Конец XIX — нач. XX вв.
  9. Шкатулка. К. XIX — нач. XX вв. Дерево металл/

подачей друг другу рук и получением от невесты залога — обычно полотенца с вышитым изображением птицы — «павы», символа животворящих сил природы.

В обряде участвовали в основном мужчины с обеих строн, но в 20-ом веке в некоторых районах Поморья по рукам били и жених с невестой — на рукобитье происходило их официальное представление друг другу. Жених был обязан подарить наречённой перстенек.

Здесь же уговаривались о дне свадьбы, уточняли расходы строн на приданое, дары родне жениха и невесты, свадебные столы.

Закрывание невесты

Сразу после рукобитья над девушкой, получившей статус невесты, совершали обряд закрывания. Две ближние подруги накидывали ей на голову плотный платок светлого или, наоборот, тёмного цвета, что зависело от местной традиции.

DSCN7707

Платок должен был полностью закрывать лицо девушки днём и ночью вплоть до свадебного стола, защищая от дурного гпаза.

Корни обряда кроются в древних языческих представлениях: чтобы перейти из одного рода в другой, качественно измениться, нужно переродиться.

Невеста с момента просватания и до своего возрождения в день свадьбы в качестве жены и потенциальной матери находилась как бы в состоянии смерти, что и символизировало закрывание лица.

Невеста должна была всё это время причитать, прощаясь с привычной жизнью в родном доме, выражая в горестных плачах тоску перед разлукой с близкими и страх перед неизвестным «женским житьём подначальным» в чужой семье.

Если сама она не умела причитать, приглашали профессиональную плачею, которая исполняла за неё все предусмотренные обрядом причеты.

На протяжении всего предсвадебного периода у невесты ежедневно собирались подружки. Они дошивали приданое, помогали готовить дары родне жениха, пели свадебные песни, определённые местной традицией.

Обряды прощания с девичеством

Характерной чертой северной свадьбы было распространение так называемых «баенных обрядов». самым значимым являлось посещение бани невестой утром накануне свадьбы как один из основных этапов перехода в новое качество.

По поверьям в процессе мытья с невесты смывается девичья суть — «воля», «девья красота». В баню невесту в богатом наряде вели под руки по разостланному сукну, разметая перед ней дорогу, что говорит о важности момента.

По окончании бани подружки устраивали гадание на банных вениках о замужестве. К комплексу «баенных обрядов» относилось и изготовление «байника» — каравая с зёрнами жито, особым образом зашитого в скатерть, чтобы была видна форма хлеба.

По некоторым местным обычаям Поморья, к нему прилагали соль, деньги, посуду. Перед

венцом дружка выкупал «байник» у матери невесты и вёз его в дом жениха, утром второго свадебного дня «байник» съедали все участники свадьбы.

Во многих районах Русского Севера к обряду «невестиной бани» приурочивали другие обряды прощания с девичеством — заплетание и расплетание косы, девичник (вечеринка, поседы, сидины).

Девичник обычно устраивали вечером накануне венчания. В Поморье сама невеста в сопровождении подруг и плачем с причетами обходила всех родных и приглашала провестис ней последний вечер в девичестве.

Гости собирались под вечер и несли дары невесте «на байник», она причитала каждому и усаживала за стол. После угощения родственников собирали стол для подружек. Здесь невеста с плачами совершала ритуальную передачу младшей сестре или подруге символа девичества в местной традиции — повязки, косника или ленты.

Фотографии и дополнительный материал по теме выложены мной здесь.

Продолжение следует.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: