Борьба за справедливость

Недавно посмотрел далеко не новый для проката фильм Светланы Басковой «За Маркса…». Фильм не столь поразил меня, сколько вызвал двойные чувства. От него так и веет безысходностью, как будто Маркс растерян перед грубой и тоскливой прозой жизни.

Сегодня сочинения этого знаменитого бородача — мыслителя можно только сыскать на полках букинистических магазинов, да в домашних библиотечках бывших коммунистов.

О его идеях предпочитают помалкивать в коридорах власти. Однако то, о чём он вместе с другом и товарищем Фридрихом Энгельсом писал полтора века назад, никуда не растворилось в недрах шоу-цивилизации.

film

Люди борются за свои интересы, в том числе и классовые. И в этой борьбе пощады от участников ждать не приходится…

Наше современное кино как-то неохотно замечает подобные процессы.

Пожалуй, только Вадим Абдрашитов в «Магнитных бурях» попытался хотя бы как-то приблизиться к проблеме.

Но кто сейчас помнит его фильм, которому скоро уже десять лет? И вот новый виток темы рабочего класса. Причём в исполнении режиссёра, явно знающего толк в том, как вызвать реакцию зрителей.

«За Маркса…» – фильм, который выпадает из нынешнего глянцевато-смешливого мейнстрима для молодых. И вряд ли он «переиграет» в прокате какие-нибудь «Ёлки-3», или «Сталинград» Бондарчука-младшего.

Светлана Баскова, кажется, из другой тусовки. Следовательно, и эстетика создаваемого ею зрелища совсем иная. Если позволительны аналогии, то скорее она ближе к тому, что делала Валерия Гай Германика на раннем этапе своего творчества.

Только в отличие от Валерии Светлана обратила свой взор в сторону обыкновенных работяг из города Тутаева, которые и пытаются отстоять свои интересы перед новыми хозяевами жизни.

Об одной такой попытке и рассказано в фильме, получившемся весьма мрачным, как будто сквозь сонливый туман повествующем о том, как люди пытаются выразить свой протест, что при этом они думают, как к этому протесту готовятся и какие требования выдвигают.

Могу спорить, что подобных персонажей мы давно не видели на экране. Временами кажется, что в однообразии интерьеров, разговоров, ситуаций

режиссёр Светлана Баскова намеренно заложила то самое ощущение тоскливости окружающей реальности, из цепких лап которой не вырваться никому в этой картине.

Зрители не видят ни то, как живут эти работяги, ни то, какие они за воротами проходной. Перед нами – только их работа и только их разговоры.

А для контраста – разговоры тех, кто и есть хозяева для этих самых работяг. Но нет никакого накала классовой борьбы, никакого ожесточения.

Всё происходит буднично и обыкновенно. Только вот почему-то главный герой, которого старательно изображает деятель андеграундного искусства Сергей Пахомов,  кажется обычным, забитым и неуверенным.

И то, что происходит с ним, тоже кажется обыкновенной историей так и не удавшегося классового протеста, в котором вполне реально гибнут люди.

Светлана Баскова точно рассчитала воздействие своего фильма – чем документальнее и обыденнее будет выглядеть в кадре то, что нам показывают, тем сильнее будут продуцироваться от увиденного чувства ужаса и тоски.

Безысходность,  растерянность  перед грубой и тоскливой прозой жизни, вот тот вопрос, ответ на который режиссёр хотел нам  продемонстрировать, но что делать с ней, как бороться?

Думаю, что ответа на сей вопрос не знает и она сама. За рабочего замолвили слово, выпукло показали противоречия современной России, но и только:(

Ведь соцреализм давал ответы далеко не  на все вопросы. Сейчас — тем более.  Российский неореализм их чаше только задает. А как жить человеку — по шпаргалке или попытаться самому подумать над ответом — дело сугубо личное.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: