Продолжаем рассказ о художнике земли русской Александре Алексеевиче Борисове.
В декабре 1897 года Борисов отправляется в путешествие вглубь Большеземельской тундры и на о. Вайгач, посещает Пустозерск, Усть-Цильму, Никольское.
В 1898 году он заказывает известному в Петербурге строителю яхт В.П. Фан-дер Флиту разработать чертежи судна, на котором предполагает отправиться на Новую Землю.
На берегу Белого моря, в селе Колежма вблизи Сумского посада, помор и капитан С.В. Постников строит эту яхту, которую Борисов назовет «Мечта»
/Судно во льдах (Яхта «Мечта»). Холст на картоне, масло.1899- фото с картины; музей художественного освоения Арктики им. А.А. Борисова, г. Архангельск/
Летом 1899 года Борисов завозит на Новую Землю деревянный дом, несколько коров, прессованное сено, подготавливаясь к будущей зимовке.
В конце августа 1900 года А.А.Борисов вышел на «Мечте» в Маточкин Шар, взяв на себя командование судном. Экипаж «Мечты» состоял из архангельских поморов — штурмана Евгения Хохлина и трех матросов — Трофима Окулова, Федора Еремина, Дмитрия Попова.
Кроме того в него входили канинский ненец, охотник и меткий стрелок Устин Канюков, рабочие Александр Кузнецов и Алексей Соболев.
Зиму 1900-1901 годов он проводит в своем доме на Новой Земле, а в апреле 1901 совершает санную экспедицию вдоль восточного побережья Новой Земли.
«Те впечатления, которые я переживал наедине с несколькими самоедами, и в смысле художественном, и в смысле скитальца по неизведанным странам, глубоко запали мне в душу,
и в моей голове созрела мысль снова посетить далекий север, но уже при таких условиях, которые дали бы мне не только материал для этюдов, но и позволили произвести некоторое
географическое исследование восточного побережья Новой Земли и обогнуть, если представиться возможность, самую северную часть острова — «Мыс желания».
В голове роились мысли о местах, где когда-то бывали малоизвестные подвижники русского дела: Савва Ложкин, штурман Розмыслов, Чиракин, Пахтусов, Циволька и проч.,… и брала досада, что
рядом с этими священными для всякого русского именами приходится встречаться на исконно русском побережье с именами разных иноземных путешественников, по большей части лишь одушевленных корыстными чувствами».
Эти поездки дали Борисову богатейший материал для будущих картин и вполне законченные произведения.
Необычайны были сюжеты его работ: ледяные громады в темную августовскую ночь с малиновой полоской зари; чумы ненцев на фоне оранжевого неба и голубого снега, ледники и айсберги,
переливающиеся причудливым сочетанием красок в солнечный день, белые медведи на льдинах, остатки зимовья отважных путешественников, контрасты земли и неба, приметы ненецкого быта
/Диорама. Заброшенное становище на Новой Земле. С гравюры Н.К. Каразина. Фото Б.С.С. — музей художественного освоения Арктики им. А.А. Борисова, г. Архангельск/
А.А. Борисов был сыном своего времени, для пейзажной живописи начала века было характерно вытеснение пейзажа-картины этюдом, привлекающим непосредственностью и свежестью впечатлений от натуры.
И наследие, оставленное нам Борисовым, состоит в основном из этюдов. Большинство его работ хранится в музее художественного освоения Арктики им. А.А. Борисова, г. Архангельск.
В творчестве художника этюд стал его сильной стороной. Многие произведения Борисова свидетельствуют об его умении в небольшом этюде передать целостную картину мощного и величественного полярного мира.
На сегодня это всё. Будьте здоровы!
Побывать в музее художественного освоения Арктики им. А.А. Борисова можно, щелкнув здесь.