Полярная станция на мысе Челюскина…оконч.

Доброго времени суток, уважаемые посетители блога!

Я рад приветствовать Вас.

В прошлый раз мы остановились на наиболее знаменательном событии МПГ в Арктике. Время рассказать об этом.

Наиболее знаменательным событием второго Международного полярного года  в Арктике было осуществление первого сквозного плавания по Северному морскому пути в одну навигацию,

 проект которого был представлен правительству еще в начале 1932 г. директором Всесоюзного арктического института О.Ю.Шмидтом.

 В 1932г., чрезвычайно благоприятном в ледовом отношении, экспедиции Всесоюзного арктического института и Главного гидрографического управления на ледокольных судах

 «Русанов», «Сибиряков» и «Таймыр» проникли в обычно труднодоступную северо-восточную часть Карского моря, сделав в этом море ряд географических открытий, произвели ценнейшие гидрометеорологические и гидрографические наблюдения и работы в еще совершенно не исследованных районах Арктики.

 Кроме того, впервые в истории полярного мореплавания «Сибиряков», обогнув с севера Северную Землю, вышел в море Лаптевых и прошел в одну навигацию, без зимовки, Северным морским путем с запада на восток.

 31 июля 1932г. «Русанов», имея на борту 34 человека команды, 17 членов экспедиции — сотрудников института и 24 плотника, покинул Архангельск и вышел в Арктику вслед за ушедшим 28 июля «Сибиряковым».

  Начальником экспедиции Всесоюзного арктического института на пароходе «Русанов» был назначен профессор Рудольф Лазаревич Самойлович. На пароходе находилась группа Н.П. Демме, отправляющаяся на остров Домашний на смену отважной «ушаковской» четверке.

 4 августа проливом Маточкин Шар судно прошло в Карское море, а через два дня достигло остова Диксон. 14 августа «Русанов» подошел к острову Домашнему.

 17 августа, произведя смену полярников, «Русанов» направился в пролив Шокальского. Построив на его северном берегу избушку, судно идет с промерными и гидрологическими работами в

 пролив и, пройдя его весь с запада на восток, производит гидрологические разрезы у обоих входов в пролив, как из Карского моря, так и из моря Лаптевых.

Выполнив гидрологические наблюдения и произведя измерения глубин в проливе Шокальского, «Русанов» направился вокруг мыса Неупокоева (юго-западный мыс острова Большевик) в пролив Вилькицкого к мысу Челюскин, где ему предстояло построить полярную станцию и оставить первых зимовщиков.

 Туман стоял над морем на всем пути «Русанова» от Северной Земли к мысу Челюскина. 21 августа при входе в пролив Вилькицкого туман поредел, и в 16 часов открылся берег Таймырского полуострова и гора Аструп, которая казалась граничащей с берегом.

  «Русанов» шел по проливу средним ходом с вытравленным в воду якорем. Справа по курсу при улучшении видимости начал вырисовываться берег. С борта судна уже ясно увидели знак, поставленный на мысе Челюскин экспедицией Амундсена.

 Несмотря на штормовую и туманную погоду, встречаемые на всем пути айсберги, причем от пролива Шокальского и до пролива Вилькицкого, «Русанов» шел в совершенно еще не

 исследованном районе Карского моря, он благополучно прибыл к месту назначения, бросив якорь у самого северного мыса Евразии — мыса Челюскин.

 Выгрузка проходила в сложных условиях штормовой погоды. К  6 сентября на пустынном берегу был построен жилой дом, внутри которого поместилась радиостанция и небольшое машинное отделение. Были поставлены также две мачты, построены склад и собачник.

 2_

3_

Так возникла новая полярная станция мыс Челюскин.

Многовековая история Северного морского пути не раз подвергалась забвению. Но, безусловно, и то, что усилия лучших представителей человечества не пропали даром.

 К этой каторге с полным основанием относятся работники гидрометеорологической службы. Хочется верить, что Северный морской путь еще много раз докажет своё исключительное значение для страны и человечества в целом.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: