Начало здесь.
Первые сведения о Земских соборах связаны с деятельностью Ивана Грозного. В 1549 году молодой царь выступил перед чинами своего двора и группой более мелкого дворянства, а в 1551 году созвал совет церковных и светских властей (церковно-земские соборы проводились и впоследствии, в 1580 и 1584 гг.).
Подозревать Грозного в сочувствии сословной представительности трудно. Короля Речи Посполитой, который «от всех повелеваем, а не сам повелевая», он назвал хуже «худейших рабов».
Царь непристойно ругал королеву Елизавету I, говоря, что «у тебя мимо тебя люди владеют, и не токмо люди, но мужики торговые». «Ты мужичий род»,— писал Грозный королю Иоганну III Вазе за то, что у того «советники и вся земля… в товарищах», а он «у них в головах, как староста в волости».
«Доселе,—излагал царь свое кредо,— русские обладатели не истязуеми были ни от кого же (не ответственны — А. Б.), но вольны были годовластных жаловати и казнити, и не судилися с ними и ни перед кем».
Характерен Собор 1566 года, на который были назачены представители духовенства, двора, местного дворянства, приказные и купцы: царю экстренно нужны были средства для продолжения войны. Участники Собора единодушно поддержали государя, но… просили отменить опричнину и были казнены.
Мысль о Земских соборах развивалась в противовес террору Грозного. Ее ярко выразил А. М. Курбский: «Царь же, если и почтен царством, а дарований которых от бога не получил, должен искать доброго и полезного совета не только у советников, но и у всего народа, поскольку дар духа дается не по богатству вшешнему и по силе царства, но по правости душевной».
Предполагается, что царь Федор Иванович был избран Собором (1584). «Государю нашему,— говорили в то время русские послы, — надобно советоваться… со всею землею, сперва с митрополитом и со всем освященным собором, а потом с боярами и со всеми думными людьми, со всеми воеводами и со всею землей».
Высокую оценку мнения «всей земли» хорошо усвоил Борис Годунов, использовавший Земской собор для утверждения на престоле. Фальсифицированный соборный акт (1598) хорошо отражает представления о том, каким должен быть совет посланцев «от конца до конца всех государств Российского царствия».
На пути к трону и в борьбе за власть использовал Соборы и Василий Шуйский, его, правда, «одною Москвою выбрали на царство, а иные де города того не ведают»,— писал современник. По свержении Шуйского бояре «соборным избранием» пытались мотивировать передачу власти королевичу Владиславу (1610).
На пути измены встал «совет всея земли» Всенародных ополчений (1611 —1612). Он постановил изгнать захватчиков и «выбрать государя всею землею». В избирательном Соборе (1613) участвовали все «чины» Российского государства.
В первые годы правления Михаила Федоровича Земские соборы действовали почти непрерывно. С укреплением самодержавия к ним обращались все реже. В 1642 году собранные для решения вопроса об Азове дворяне заявили царю: «Разорены мы, холопы твои, пуще крымских и турецких
басурманов московскою волокитою и от неправд и неправедных судов», но лишь мощные городские восстания конца 1640-х годов заставили правительство соборно составить и утвердить новое Уложение. Последний Собор принимал участие в решение вопроса о воссоединении Украины с Россией (1653). Самодержавие не нуждалось больше в демонстрации связи с «землей».
Автор аннотации: А.П. Богданов
Продолжение следует.