«Искусства — науки весьма трудные-с»
В. Серов
Эти слова русского художника относятся к творчеству — созданию произведений искусства. Но не менее справедливы они и в отношении восприятия произведений искусства.
Чем плохой художник лучше хорошего фотографа? Ничем. Только краску зря переводит и холсты. Для темы сегодняшнего поста я выбрал портрет, конкретнее фотопортрет женщины работы Миколая Гринберга
/выставочная справка: счастливый человек, который нашел свое место в этом мире. Его работа — возможность вступить в диалог с окружающей действительностью. Его портреты — свидетельствования встреч с людьми.
За последние двадцать лет фотограф создал несколько портретных серий. Главные герои его фотографий — эмоции, выраженные различными способами и с применением различных техник./
Портрет считается одним из самых сложных для восприятия жанров изобразительного искусства. А посему наш пример более простой — отпадает проблема индивидуального сходства.
Ведь согласитесь, что фотограф если и применил в своей галереи образов компьютерные технологии — (с их помощью можно создать шедевр -(почему нет?, но это отдельная линия) то только не на лицах женщин.
Портрет, как произведение искусства, далеко не так доступен любому владельцу фотоаппарата, как многие считают так думать. В портрете должно переплетаться два характера — модели и художника. Вспомним парадоксальное утверждение, что каждый портрет является автопортретом.
А посему Гринберг совершенно правильно каждый свой фотоснимок сопровождает текстовкой (см. ниже фотогалерею). Я думаю, удачный портрет, а их здесь из представленных большинство — радость для автора страшная! А как бы вы думали, если иначе? Развозил бы он их по многочисленным выставкам всего мира.
Не будем выражать свои эмоции в категорической форме: «зачем фотографировать некрасивую женскую фигуру?», «Я бы на такой не женился» и т.п.
Согласитесь, портрет красивой женщины не обязательно красивый портрет: он может быть пошлым, выполнен с дурным вкусом. И наоборот, как мы видим в этой галерее, многие женщины далеко не красавицы.
Миколай далек от Некрасовской мысли «Давай больших, осанистых. Грудь с гору, глаз навыкате,
Да чтобы больше звезд!»
Возьмем к примеру хотя бы фотоснимок из Мехико «-Я слепая, но могу здесь посидеть». Старое скуластое лицо, большой живот, невыложенные волосы — отнюдь не признаки красавицы
Тем не менее, в фотопортрете существует некая собственная красота, не адекватная красоте живой действительности.
Играет роль здесь и поворот головы, и направление слепого взгляда «в никуда», и движение рук, и то, как вязко сидит она в кресле.
Образ в портрете — это присутствие в изображении идеала художника, некоторого общего понятия красоты или уродства, благородства или незначительности сверх отражения единичного факта бытия.
Мало выбрать место и позу модели-женщины. Художник удачно, на мой взгляд, нашел точку зрения, композиционные средства — цвет, свет, организацию контрастов.
В диапазоне своих черно-белых, остро разграниченных на бумаге «путешествий» Миколай Гринберг находит нужные средства характеристики и для портрета женщины из Буэнос-Айреса, и для портрета маленького сына Льва
В 1916 году в Швейцарии некто — художник рисовал портрет В.И. Ленина. Окончив работу, он спросил: «Похож?» Ленин ответил: «Конечно сходство, безусловно, имеется, но я вас не вижу в этом портрете».
Надеюсь, уважаемый читатель, фотоработы М.Гринберга не вызовут у вас таких чувств, если так — то мой сегодняшний труд был ненапрасным:)))