Испанский живописец Бартоломе Эстебан Мурильо родился в Севилье то ли в последние часы 1617, то ли в первые часы 1618 года. Его бедняки-родители умерли во время эпидемии чумы, истребившей пол-Севильи в 1628 году.
Маленький Мурильо остался сиротой, лишился крова. И, согласно легенде, несколько месяцев ютился в подозрительных притонах в квартале Арреболы, водился с подозрительными людьми, а нищие, воры и странствующие авантюристы были тогда не в диковинку в Севилье, и только примерно через год отыскавший мальчика дальний родственник установил опеку над ним и отдал его учиться.
Так ли было, трудно сказать. Зато достоверный факт, что подростком Мурильо учился у художника Хуана дель-Кастильо, усвоив начатки живописного ремесла, а позднее, когда набил руку, начал изготовлять религиозные картины и образки на потребу католических колонистов Южной Америки.
Самый юный в корпорации благочестивых кустарей, Мурильо писал тот или иной канонический сюжет, украшал его гирляндой пухлых херувимчиков в цветах, прорабатывал фон — с первой заботой о глянцевитом блеске, и картина была готова.
Как и собратья по ремеслу, он, конечно, понимал, что у далеких колонистов религиозное чувство развито сильнее художественного чутья. Чтобы просуществовать, он соглашался на любые заказы и (вполне возможно) по молодости лет бравировал этим. Как-то, например, ему было тогда лет двадцать пять, он по желанию заказчика за полчаса переделал уже готовую святую Терезу в святого Онуфрия…
Так продолжалось до 1645 года. А потом появился в Севилье некий де-Мойя, который когда-то был подмастерьем у Ван Дейка, и Мурильо был потрясен богатством художественных возможностей, открывшихся ему в картинах этого вполне заурядного живописца.
Он испытывал обжигающее чувство стыда за фальшь и слабость своей работы. Все опротивело ему. Он впал в отчаяние. Замышлял поступление в монастырь или переезд в Америку. Но, к счастью, не сделал ни того, ни другого, а поехал в Мадрид, где явился к Веласкесу, который милостиво принял и обласкал его.
«Веласкес,— пишет старинный биограф,— доставил ему возможность изучать и копировать в королевских дворцах произведения Тициана, Рубенса, Рибберы и сам, своею свободною, мастерскою техникою оказал сильное влияние на его развитие.
Мурильо возвратился в Севилью совсем другим художником и вскоре заслужил известность среди своих сограждан одиннадцатью картинами на сюжеты деяний прославленных францисканцев, исполненными для местного монастыря их ордена… Уже в этих произведениях ярко выказываются колористическая наклонность и национальный, специально севильский характер Мурильо, берущего натурщиков и натурщиц для своих фигур из народа».
Зрелый Мурильо — художник севильского благочестия, проникнутого светлым духом святого Франциска. Суровая патетика католической мистики осталась непонятной и чуждой ему. Ясной, почти младенческой радостью о господе-Отце, играющем со своими детьми, проникнуты религиозные картины Мурильо. Он стал художником севильского городского собора и церкви Санта-Мария-ла-Бланка, для которых написал десятки больших картин.
Мы, в сущности, знаем только внешнюю канву жизни Мурильо. События его духовной жизни скрыты от нас. Поэтому можно только гадать, в чем источник той поразительной свободы, которая появилась у него.
Стремительно, за один-два года, Мурильо вырвался на простор полной самобытности. Вчерашний кустарь превратился в мастере большого стиля. Фигуры на его церковных картинах были погружены в потоки сияющего света, и от этого возникала глубокая воздушная перспектива.
Воздух и свет сделались тем магическим кристаллом, в котором прежняя рыночная слащавость ликов заменилась волнующей сладостностью; краски стали легкими и мерцающими; вместо бьющей на эффект чувствительности выступило живое и тонкое чувство.
Главное место в его церковной живописи занимало прославление Богоматери. У Мурильо, пишет биограф, «Мадонна является в виде отроковицы или юной девы, стоящей или парящей в воздухе, среди облаков, и окруженной сонмом ликующих малюток, ангелов, нередко с лунным серпом или земным шаром под ногами, с неподражаемо переданным в позе и лице выражением девственной чистоты, кротости, молитвенного умиления и неземного блаженства… Мурильо поражает свободою, смелостью и силою, с какими его пламенное одушевление идеальными темами выливается в реалистические национально-испанские формы».
Реализм Мурильо, сочувственно и глубоко, с нежностью и состраданием смотревшего на повседневную жизнь и не гнушавшегося ею в искусстве, особенно заметен в его портретно-жанровых картинах, которые выглядят, конечно, скромнее, чем великолепные религиозные композиции, но ничуть не уступают им, а, может быть, и превосходят их по существу. Эстетика и вкус XVII века в Испании отводили жанрам Мурильо место на периферии его искусства — в них было все что угодно, только не большой стиль.
Их камерную прелесть, сочетание жизнеподобия с идеализацией, дающее острый эстетический эффект, по достоинству оценили в последующие столетия, особенно высоко — в XIX веке. У жанров Мурильо есть общее название — «Уличные ребятишки».
Это дети севильских бедняков, проводящие жизнь на улице, беспечно-веселые в своих лохмотьях, с безотчетной грацией жестов и поз. Они играют в кости, считают монетки, должно быть, выпрошенные на ближайших улицах, предлагают прохожим цветы и фрукты или, сидя в декоративных развалинах, увитых плющом, поедают свой нищенский завтрак.
«Мальчик с собакой» из их числа
Наверно, и сам Мурильо был вот таким, если верна легенда о его детстве. В этом прелестном ребенке есть артистизм, вольнолюбие, доброта и лукавство — все то, что Мурильо бесконечно любил в севильцах.
Эти портреты детей Севильи — признание в любви к ее жителям. И они, надо сказать, отвечали ему взаимностью. Его популярность в Севилье была необычайно велика. Простолюдины приносили ему последние гроши, чтобы получить картину или рисунок, и никто не уходил с пустыми руками, но денег от бедных он никогда не брал, Он был человеком самопогруженным, склонным к созерцанию.
Бывало, так погружался в размышления, что как бы выпадал из времени. Его часто видели перед «Снятием с креста» в одной старинной часовне — там он любил размышлять и молиться. Однажды ключарю, подошедшему сказать, что уже ночь, Мурильо со слезами на глазах ответил: «Подождите, ведь Иисуса еще не сняли с креста».
Единственным близким другом Мурильо был дон Мигель де-Маньяр, в прошлом — распутник и убийца, послуживший прообразом для легенды о Дон-Жуане. Когда Мурильо познакомился с ним, этот человек глубоко раскаялся и все силы и средства употреблял на благотворительность. В делах братства Милосердия, основанного доном Мигелем, Мурильо в старости принимал близкое участие.
В 1682 году Мурильо, много лет не покидавший Севильи, отправился в Кадикс — работать над украшением тамошнего капуцинского монастыря. Поднявшись к своду по шатким подмосткам, он оступился, упал и через несколько дней скончался от ушибов. Вся Севилья, одетая в траур, хоронила его на тенистом кладбище. На могиле, как он завещал, поставили плиту с изображением скелета и надписью по-латыни: «Все живущее умирает».
Автор: В. Алексеев