Ислам — живая религия /ч.3/

Начало здесь. Предшествующий пост – щелкаем сюда.

В христианском учении перед концом света вторично приходит, побеждает Антихриста и судит живых и мертвых Христос. В исламе, сохраняющем основную канву этого сюжета, тот, кто победит антихриста, ад Даджджала и чей приход будет означать близость конца мира — не Мухаммад, а тот же Иисус (пророк Иса, ал-Масих) или другая, находящаяся в не совсем определенных отношениях к Исе фигура — ал-Махди.

Разные личности основателей, их разные жизни, разное осмысление их миссии — это основные, структурообразующие элементы различий созданных, порожденных ими религий. Но с ними логически и психологически связаны и многие другие различия.
Прежде всего, разные осмысления отношений основателей религий с Богом и их миссии подразумевают и различия самого представления о Боге.

И в христианстве и в исламе Бог — един и единствен.

Но монотеизм христианства сочетается с верой в то, что распятый на кресте — Бог, что порождает учение о Боговоплощении и Троице. Здесь в монотеизм, в саму идею Бога и его отношений с творением, вносится парадокс, то, что не может быть понято человеческим разумом, противоречит всем его, разума, привычкам, что может быть лишь предметом веры, зафиксированным в догмате.

Монотеизм ислама — «чистый», лишенный христианской парадоксальности и, если можно так выразиться, более логичный. Для Мухаммада признание Иисуса Богом — отход от чистого монотеизма. Не был Авраам ни иудеем, ни христианином, а был мусульманином.

г. Черкесск. Парк отдыхаРазные представления о Боге неразрывно связаны с разными представлениями о человеке. В христианстве человек создан «по образу и подобию Божию», но первородный грех Адама «повредил» природу человека — «повредил» настолько, что спасение человека требовало искупительной жертвы Иисуса Христа, самого Бога.

Ещё по теме:   О колоколах и русском колокольном звоне (часть 2)

Центральная и изначальная идея, что распятый и воскресший Иисус — Бог, предполагает такую антропологию, ибо только она может объяснить необходимость этого деяния Бога. В исламе, где Бог открывается в Коране, в книге — иные антропологические представления.

Человек не мыслится здесь сотворенным по образу и подобию Божию, но он и не испытывает такого грандиозного падения, которое по христианскому учению возникает в результате первородного греха Адама. Грех Адама — его личный грех, раскрывающий присущую человеку слабость. Он не порождает человеческую греховность, не повреждает природу человека.

Человек — скорее слаб, чем «поврежден».

 Поэтому он и нуждается не в искуплении его грехов, а в помощи и водительстве Бога, указующего ему в Коране правильный путь. Естественно, что разная «антропология» предполагает и различия в аксиологии и этике.

Что требуется в христианстве от человека для спасения? Вера и неразрывно связанная с ней любовь к Богу, настолько возлюбившему человека, что Он претерпел ради него смертные муки на кресте и к людям.

Эта вера «парадоксальна», таинственна, как «таинствами» являются те сакральные действия, которые неотделимы от нее. Она, безусловно, предполагает борьбу с «похотью плоти» и мирскими привязанностями, готовность «подражать Христу». Поэтому мученичества ранних христиан, а затем — добровольные мучения монахов прямо вытекают из христианской «антропологии».

Но прежде всего она предполагает глубинное внутреннее изменение человека, внешнее выражение которого — «не формально». Как при жизни Иисуса в Него не могли поверить формально праведные фарисеи. Поверили и спаслись Мария Магдалина и раскаявшийся на кресте разбойник, так и аскет, если он горд своим аскетизмом — погибнет, а простой мирянин, если душа его преображена верой, может спастись.

Ещё по теме:   Неперемолотые: Александр Огородников-допрос

Ислам, разумеется, также предполагает веру, но это – несколько иная вера. Само слово «ислам» может быть переведено чем-то вроде русских слов «покорность, вручение себя Богу. Вера здесь — не вера в парадокс распятого Бога, неотделимая от любви к нему, а подчинение указаниям Бога, данным через пророка в Коране.

Любовь к Богу не занимает в исламе центрального места, некоторые теологи вообще отрицали возможность любви творения к Творцу. Главное следовать указаниям — ясным и человечным.

Они относятся к относительно немногим и несложным (но именно поэтому они должны выполняться неукоснительно) ритуальным предписаниям.

НамазЭто выражено в Коране правовыми предписаниями, касающимся самых разных сторон человеческой, социальной жизни: брака, развода, наследования, торговых сделок, наказаний за преступления, даже раздела военной добычи.
Все это реально и выполнимо, и Коран подчеркивает, что Бог не требует ничего «сверхъестественного». Он требует от человека обычной, нормальной, но упорядоченной и облагороженной исламом жизни.

Важнейшим различием в развитии ислама и христианства является то, что ислам не порождает церкви, как особой, находящейся в миру, но противостоящей миру организации. «Царство» Мухаммада – вполне от мира сего.

Сергей Сергеевич/ автор статьи

Уроженец города Архангельcка. Работал в Усть-Камчатске на Дальнем Востоке. В настоящее время проживаю в Архангельске. Увлекаюсь шахматами, математикой, компьютерами, книгами, садом и огородом. Об этом и другом пишу на этом сайте!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Оставьте свой комментарий