На днях иду я по улице города, навстречу молодой человек протягивает мне газету, — возьмите почитать, интересная — говорит он. Спешу по делам, даже не глянул о чем газета. Уже дома, выбрав время, внимательно листаю её.
Духовно – просветительская газета «Ас-Салам» на русском языке, действительно интересна и познавательна.
А что собственно я знаю про ислам, каковы основы мусульманского религиозного мировоззрения, — задаю я себе вопрос
Живу рядом с татарской мечетью и людьми, исповедующими эту религию, и ничего о ней фактически не знаю. Я хоть и атеист, но, думаю, в сжатом виде эти знания должен знать каждый интеллигентный человек.
Попробуем сегодня уяснить основы мусульманского религиозного мировоззрения, заложенные проповедью и деятельностью пророка Мухаммада и зафиксированные в священной книге ислама — Коране, а также в Сунне — преданиях о жизни пророка и его сподвижников. По возможности моих знаний этого вопроса, уяснить специфику религии, сравнивая ее с религией нашей культуры — христианством.
Любая религия основателя и «писания» развивается по единой логике. Писание оформляется и фиксируется, на его основе строится догматическая система, «соединяемая» с писанием системой комментариев.
Оформляется обладающая средствами поддержания религиозная организация. Все это идет через борьбу догматических партий, дающих разные альтернативные решения проблем, порожденных неизбежной неоднозначностью фиксированного в писании учения. Вектор направления — в дальнейшем развитии учения, его «окостенения».
Эти процессы идут в исламе, в христианстве, буддизме и других религиях. Но в зависимости от различного изначального содержания учений — в разных религиях они идут по — разному.
Мусульманские улама — это не христианское духовенство, умма — не церковь, суфии — не монахи, хотя одновременно в какой-то мере это — функциональные аналоги. Какова же специфика, структура ислама, — учения пророка Мухаммада?
Разные религии оказывают разное влияние на культуру и социальную жизнь принявших эти религии общества. Это влияние может быть относительно прямым и однозначным, вытекающим из ясных требований религии, и очень сложным и косвенным.
Как ислам влиял на принявшие его общества:
На смену цивилизациям, основанным на разных религиях, в наше время приходит принципиально иная цивилизация, основанная на постоянном росте научных знаний и техники. С ними неразрывно связана свободная рыночная экономика и демократия. Эта цивилизация не «лучше» других и, что человечество движется от плохого к хорошему, — у многих вызывает возражение.
Но, очевидно, ни одно общество не может не принять рано или поздно ее основных принципов. Эта цивилизация возникает не в мусульманском мире, а в Западной Европе, и вне ее, в том числе и христианском мире.
Постепенно к ней подключается все, но с разными трудностями и разными путями. Чем же обусловлены эти пути, формы и трудности подключения к современной цивилизации разных народов? Очевидно, все же, прежде всего особенностями их культур.
Вступление в современную цивилизацию — это объективная задача, встающая перед всеми, но решается она государствами по — разному. К важнейшим факторам, порождающим культурные особенности вхождения в современную цивилизацию, несомненно, относится религия.
Современная цивилизация — не христианская, хотя возникает в западно-христианском, прежде всего протестантском мире. Она — просто современная, и легкость или трудность ее усвоения не связаны непосредственно с преобладанием христианства или других религий.
Нехристианская Япония усвоила ее куда легче и успешнее, чем христианская Россия. И все же религия не может не влиять на формы вхождения в современный мир, и то, что Китай входит в него совсем иначе, чем Индия, несомненно, связано и с тем, что Китай — конфуцианский, а Индия — индуистская.
Какие специфические формы реакции на вызовы современности порождает ислам, есть ли какая-то мусульманская специфика вхождения в современный мир и в чем она заключается?
Хотите получать короткие сообщения о выходе нового поста моего блога?
- тогда щелкаем сюда
Продолжение следует.
Доброго времени суток. Для мусульман важнее всего то, что по тому или иному поводу говорится в Коране. Коран является имамом для всех, ибо в нем мусульмане находят ответы на многие вопросы. Когда наши головы склоняются к земле в молитве, мы знаем правду, и мы не можем уйти от фактов.