Ислам — живая религия /ч.2/

Начало здесь.

Мусульманские народы, входившие в состав Российской империи, вместе с нами прошли через десятилетия господства марксистско-ленинской идеологии и коммунистической системы. Революция 1917 г. была революцией православной России, а не Узбекистана или Таджикистана. В исламские страны она пришла извне, приняв идеологию, чуждую им, не вытекающую из логики их внутреннего развития.

ЧеркесскЭти годы способствовали модернизации этих обществ, подчинив их советскому ритму развития, повинуясь логике которого они вместе со всеми пришли к независимости и гибели социалистической системы.

Своеобразие религиозной системы ислама

В отличие от буддизма, индуизма, конфуцианства, ислам, как и иудаизм, и христианство, — монотеистическая религия откровения. C иудаизмом, и христианством ислам сближает генетическая связь, так как возникает в значительной степени из переработки арабским сознанием идей иудаизма и христианства.

Ислам исповедует единого личностного трансцендентного Бога. Бог сотворил мир и человека, первоначально жившего в раю, но потерявшего этот рай в результате акта непослушания Богу. Он дал людям откровение, распоряжается миром и направляет его к концу, который будет Страшным Судом над живыми и воскресшими мертвыми.

Этот общий «сюжет», однако, по-своему модифицируется разными религиями и эти модификации связаны, прежде всего, с тем, что представлял собой момент откровения — кульминационная точка истории.

Как в жизни человека самыми значительными моментами, определяющими его будущее, являются моменты зачатия и рождения, так в истории религии самыми важными являются обстоятельства ее возникновения, деятельность ее основателя и содержание его «откровения». Специфика ислама и его воздействия на историю — это, прежде всего специфика его исходной точки — жизни и проповеди пророка Мухаммада.

Самые глубокие и самые «исходные» различия ислама и христианства — это различия слов и деяний основателей этих великих религий. Для возникновения христианства важнейшими были не его слова, а его деяния — его жизнь, смерть на кресте и возникновение веры в его последующее воскресение.

Ещё по теме:   Соловки. Экскурсии.

Именно это и было зафиксировано в евангелиях — повествованиях о земной жизни, смерти и воскресении Христа, именно это и стало предметом теологической рефлексии. Сами факты смерти на кресте и воскресения создают основу для всего здания последующей интерпретации.

Если основатель религии не добился никакого видимого, земного успеха и погиб «рабской смертью» — значит, эта смерть и была его основным деянием, для этого он и пришел к людям, она и была его победой, что стало очевидно, когда гробница с его телом оказалась пуста, а он стал являться своим ученикам.

Чем меньше здесь видимого, внешнего земного успеха, тем больше здесь должен быть «невидимый успех», тем грандиознее масштабы деяния основателя религии

— победа над смертью, искупление грехов человечества, дарование верующим в него вечной жизни. И тем больше в сознании его учеников становятся масштабы его личности, совершивший такое деяние — не человек. Это — сам Бог.

Образ Мухаммада и его деяния разительно отличаются от образа Иисуса и его деяний. Мухаммад — пророк, через которого говорит Аллах, причем — последний пророк. Одновременно это — «нормальный» человек, который жил нормальной жизнью, имевший 11 жен.
Он добился значительного успеха в политике и как военный деятель, ведший войны, объединивший вокруг себя в новое государство арабские племена и умерший, как все люди.

Сам успех Мухаммада был достаточным доказательством того, что его слова исходят от Бога и Бог направляет его и не требовал «компенсаторной» веры в его воскресение из мертвых и его божественность. В Иисусе самое важное — его таинственное и грандиозное деяние — смерть и воскресение, победа над смертью.

Откровение — это он сам, а не какой-либо передаваемый им текст.

Текст Евангелий — «вторичен», это — составленные учениками Иисуса рассказы о его деянии, включающие немногие речи Иисуса, понятные лишь в свете этого деяния. Совсем иное откровение в исламе. Коран — не рассказ о Мухаммаде, а подлинные слова Бога, переданные через Мухаммада.

Ещё по теме:   Историко-архитектурный комплекс Крестного монастыря на Кий-острове (ч.3)

Именно этот текст, считавшийся позднее вечным, несотворенным словом Бога и есть откровение. Здесь не деяние порождает книгу, а книга, ее передача составляет основное деяние Мухаммада. Поэтому обиходное утверждение, что Коран — это Библия ислама, строго говоря, неверно, полного функционального тождества здесь нет, есть лишь функциональное сходство.

Таким образом, «статус» Мухаммада — совершенно иной, чем «статус» Иисуса.

 Он лишь «передатчик откровения», не воплотившийся Бог, а «инструмент Бога», пророк. Статус Мухаммада — «посланника» несколько отличается от статуса его предшественников, но это отличие во много раз меньше, чем отличия Иисуса и пророков, которые просто «несопоставимы» — воплотившийся Бог и пророчествующие об этом воплощении люди.
Окончание следует.

Сергей Сергеевич/ автор статьи

Уроженец города Архангельcка. Работал в Усть-Камчатске на Дальнем Востоке. В настоящее время проживаю в Архангельске. Увлекаюсь шахматами, математикой, компьютерами, книгами, садом и огородом. Об этом и другом пишу на этом сайте!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Оставьте свой комментарий