Начало здесь.
Колокола впервые упоминаются Григорием Турским (594 г.) под именем «signa». Говорится, что епископ ирландский Дагей, будучи медных и железных дел мастером, сделал триста колоколов (campanos). (Об употреблении их в церкви в то время сведений нет).
Следующее упоминание о колоколах относится к седьмому веку. В этом упоминании говорится, что колокола к употреблению в храме узаконил папа Савиниан. Этот факт можно считать началом использования колоколов в новозаветной Церкви.
Постепенно била вытеснялись колоколами, оставаясь ещё довольно долго в употреблении. Нередки примеры, когда колокола и била используются вместе. Например, в одном из писем Святогорца к друзьям имеется такое описание: «Часа за два до заката солнышка начался бой в деревянную доску к наступающему всенощному бдению;
довольно долго разносились по отдаленным частям внутренняго расположения лавры слабые звуки призывной токи и замирали за обителью, на первых соседних холмах. Деревянный бой через полчаса сменился металлическим: несколько времени ударяли в чугунную доску и, наконец, отозвалась на пустынных высотах шумная игра нескольких колоколов».
Ещё одно, довольно занятное, описание архимандрита (впоследствии епископа) Порфирия Успенского: «Вне собора слышны были трели деревянного тока, глухие звуки била, пронзительные бряцания железного клепала, благовест в колокола и, наконец — стучания во вся тяжкая, т.е. во все тяжеловесные вещи»..
Использование в прошлом бил наравне с колоколами — явление вполне обычное. В “Типиконе” часто встречается термин “клеплет”. Это указывает на тот факт, что в XVII веке в России колокола и била сосуществовали довольно мирно.
В рукописном уставе Троице-Сергиевой Лавры 1645 года сказано, что в среду сырной недели «колотят к часам в доску, а не звонят», а в понедельник 1-й седмицы поста «бьют к часам в доску по обычаю и в простой колокол ударяют».
В России традиционные деревянные била теперь фактически не используются. Настоящие била сохранились на святой горе Афон. Там и теперь можно услышать довольно мелодичный, как говорят очевидцы, ритмически многообразный стук (клепание).
В России колокола появились почти одновременно с принятием христианства, то есть в конце X века при Святом Владимире. Россия заимствовала колокола не из Греции, откуда приняла христианство, а из Западной Европы. Первое упоминание о колоколах в русских летописях относится к 1066 г.
В 1533 г. в Москве отлит был колокол-благовестник в 1000 пудов. В это же время появился и виртуозный трезвон. В 1688 г. в Ростове отлит колокол “Сысой” весом в 2000 пудов. Немного ранее, при царе Алексее Михаиловиче, в 1654 г. был отлит колокол весом в 8000 пудов, но поднят он был на колокольню лишь в 1668 г. Вследствие пожара и трещины на нём колокол с 1701 г, «пребыл безгласен».
В 1734 г. к материалу этого колокола было прибавлено новое количество металла, и искусством мастера Ивана Феодоровича Моторина был отлит колокол в 12327 пудов весом. Это и есть знаменитый Царь-колокол — самый большой в мире.
Диаметр колокола – 6 метров. Это удивительное произведение литейного искусства не успели поднять на колокольню, так как колокол жестоко пострадал от страшного и опустошительного пожара в 1737 году.
Царь Колокол тогда находился ещё в литейной яме, окружённой деревянными лесами. Когда леса загорелись, их стали заливать водой. От резкой смены температуры колокол дал много трещин и от него отвалился большой кусок, весом в 11 тонн
Через 100 лет его подняли и установили на постамент (автор проекта архитектор А.Монферран), где он находится до сих пор. (Москва, Красная площадь, Кремль).
Продолжение следует.