Биоэтика /ч.3/

Предыдущий пост здесь.

Сегодня надо учитывать, что многие больные хотят получить более полные и детальные сведения о своем заболевании, пользуются специальной литературой, информацией из Интернета, критически оценивают все, что им сообщают лечащие врачи. Не говоря уже о том, что наиболее дотошные пытаются добыть всеми правдами и неправдами свою «историю болезни» и извлечь из нее необходимую информацию.

Степень достоверности сообщения должна определяться спецификой и стадией заболевания, отношением больного к обследованию и лечению, типом характера и особенностями поведения больного, его жизненным опытом, образованностью, интеллектом, полом и возрастом.

DSCN9389
Ввиду особого пути развития нашей страны, ментальности и условий жизни наших соотечественников российский врач вместо «лобового» сообщения больному жестокой истины должен взять на себя мучительную задачу сформулировать диагноз для каждого пациента таким образом, чтобы, не удаляясь от этой истины, сохранить для него надежду и мобилизовать его для радикального лечения.

Медсестра должна быть готова взаимодействовать с любой личностью. В этом состоит одно из ее главных профессиональных качеств. Характер мировоззрения формируется социальным окружением личности, ее воспитанием и самовоспитанием. У каждого человека в процессе формирования его личностных качеств складывается индивидуальное представление о здоровье, болезни и факторах, приводящих к ней.

Сестринский персонал должен включиться в решение проблем пациента, так как большая часть пациентов не адаптирована к изменению состояния своего здоровья, а отношение их к собственному состоянию здоровья можно охарактеризовать как чисто эмоциональное.

Для получения более четкого представления о личности пациента и типе его отношения к заболеванию на кафедре онкологии РМАПО* (г. Москва) был разработан личностный опросник, по которому были обследованы 100 пациентов. Исследование проводилось в лечебных учреждениях г. Брянска.

Ещё по теме:   Выставка Василия Личутина

При анализе данных исследования было получено следующее соотношение: из 100 обследованных пациентов только 13% имеют гармоничный тип отношения к болезни, остальные распределились следующим образом:
• тревожный (непрерывное беспокойство и мнительность) — 8%;
• ипохондрический (сосредоточение на субъективных болезненных ощущениях) — 8%;
• меланхолический (удрученность, неверие в выздоровление) — 7%;
• апатический (безразличие) — 9%;
• неврастенический (реакция по типу «раздражительной слабости») — 9%;
• обсессивно-фобический (мнительность, основанная на маловероятных опасениях) — 8%;
• сенситивный (озабоченность впечатлением, которое производит на окружающих) — 7%;
• эгоцентрический (уход в болезнь) — 9%;
• эйфорический (наигранное настроение) — 7%;
• анозогностический (отбрасывание мыслей) — 5%;
• эргопатический (уход в работу) — 5%;
• параноический (уверенность, что болезнь — это чей-то злой умысел) — 3%;
• не определились — 2%.

Таким образом, после обследования внешней картины болезни пациентов исследователями было сделано заключение, что испытывают тревогу 24% респондентов, безразличны к своему заболеванию и его исходу 17%, обеспокоены — 23% и стараются уйти от болезненных переживаний 21% респондентов.

Было проведено также анкетирование сестринского персонала, в котором приняли участие 100 медсестер, работающих в тех же лечебных учреждениях Брянска. Медсестрам предлагалось ответить на 10 вопросов анкеты.

Были получены следующие данные: 20% участвовавших в опросе медсестер не считают, что при уходе за пациентом они должны ориентироваться на особенности личности пациента; 35% медсестер уверены, что уход за пациентом заключается в неукоснительном выполнении врачебных назначений и только 25% — в удовлетворении потребностей пациента.

При этом 75% опрошенных медсестер знают, что такое сестринский процесс, и 80% указали, что элементы ухода должны быть индивидуальны для каждого. Следовательно, сестринское дело требует углубленной подготовки медсестер в области психологии, социологии, педагогики и умения оценить состояние пациента не только клинически, но и психологически, а также ориентировать пациента на адаптацию к меняющемуся состоянию здоровья.

Ещё по теме:   Врачебная ошибка

DSCN9349
Онкологических больных мучает целый ряд негативных эмоций, таких, как страх, тревога и как следствие психосоматические расстройства — депрессии и мании. Выделяют ряд факторов, повышающих риск развития депрессии у больных с онкологическим диагнозом, которые можно объединить в три категории, связанные с самим онкологическим заболеванием, его терапией и социальными факторами.

Перечень факторов риска развития депрессии у больных раком:


Связанные с
онкологическим
заболеванием:
• отдаленные стадии заболевания;
• функциональные ограничения;
• болевой синдром;
• тип и локализация опухоли;
• нарушения питания/эндокринные аномалии;
• неврологические нарушения;
• семейное отягощение онкологической патологией.

Связанные с терапией:
• кортикостероиды;
• опиоиды;
• химиотерапия;
• биостимуляторы;
• противовирусные средства;
• противогрибковые средства.

Социально-психологические:
• актуальный стресс, включая установление диагноза;
• недостаточная социальная поддержка.

Пациент переносит свой страх смерти перед прогнозируемой беспомощностью, вызванной болезнью, на медицинское учреждение, медицинского работника. Поэтому медсестре важно расположить к себе пациента, снять в процессе общения с ним его эмоциональную напряженность, успокоить, посочувствовать ему.

Страх перед медицинским работником у пациента должен быть ниже, чем желание бороться за свое здоровье, за свою жизнь. Участливое сопереживание медсестры может ослабить страх.

Необходимо также обезопасить пациентов от индуцированного страха (когда они заражаются страхом друг от друга); оптимистический настрой в лечебном учреждении и бесстрашие самой медсестры будут способствовать этому.

Медсестрам следует стимулировать интерес пациентов к получению знаний о пользе для организма положительных эмоций и о вреде хронических отрицательных эмоций, в том числе и постоянного страха, и поощрять пациентов участвовать в снижении интенсивности своего страха.

В данном повествовании тема прав пациента не исчерпана. Однако, сосредоточившись на таком праве пациента как «информированное согласие», можно показать самое характерное в новых этических подходах, существующих сегодня в мировом здравоохранении.

Сообщение диагноза, обсуждение тактики лечения и возможного прогноза является прерогативой врача-клинициста. В отношениях медперсонала и больного не должно быть шаблона, и обязательное сообщение пациенту всей истины о его болезни столь же неоправданно, как и тотальная дезинформация.

А это значит, что врач должен освоить теорию и практику психологии, знать эту непростую науку не как дилетант, а профессионально. Медсестра, в свою очередь, не должна противоречить информации врача и всячески помогать пациенту в адаптации правильного восприятия заболевания, Знание основ психологии должно быть приоритетом современной медсестры.

*По материалам Российского онкологического конгресса, 21-23 ноября 2006 года.

Список литературы
1. Гиппократ. Избранные книги. М.: Сварог, 1994.
2. Хрестоматия по истории медицины. М.: Медицина, 1968.
3. Блохин Н.Н. Деонтология в онкологии. М., 1977.
4. Материалы музея Северного Государственного Медицинского Университета город Архангельск
5. http://nsmu.ru/

Сергей Сергеевич/ автор статьи

Уроженец города Архангельcка. Работал в Усть-Камчатске на Дальнем Востоке. В настоящее время проживаю в Архангельске. Увлекаюсь шахматами, математикой, компьютерами, книгами, садом и огородом. Об этом и другом пишу на этом сайте!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: