10 лет назад на Архангельском ЦБК произошёл прорыв дамбы золоотвала. Часть золы по каналу условно чистой воды попала в Северную Двину. Крупнейший на Севере ЦБК не раз сотрясали аварии. Одни, такие, например, как взрыв котлоагрегата №6 БКЗ-160 на ТЭЦ-1 21 мая 1987 года, носили (назовем его так) местный характер
Прорыв дамбы сразу попал на заметку журналистам. Хотя пострадавших при аварии не было, тем не менее, попадание этой грязной мути в главную речную артерию области вызвало не малый переполох.
Так как произошедшая авария негативно повлияла на популяцию рыб рядом с комбинатом. В качестве эксперта была привлечена независимая экспертная организация — ЗАО «Экоцентр-Агрохимбезопасность» (г. Москва).
Вероятной причиной прорыва стало «отслоение талой части дамбы от промёрзшего слоя золошлакового материала», из которого построена дамба, и «интенсивная фильтрация воды из пруда по зоне отслоения».
Золоотвал (шлаконакопитель) – это место для сбора и естественной утилизации отработавшей золы и шлака, которые образуются при работе тепловой электростанции на угле. Чем больше сжигает станция угля, тем большие площади (в описываемом ниже случае, отведенная емкость шламохранилища составляла 97,5 га) занимает эти, покрытые туманом склады отхода.
Так называемая золошлаковая пульпа (зола+шлак+вода: тысячи кубометров в час) багерными и шламовыми насосами по трубам пульпопроводам стекает в заранее подготовленное место сбора.
Не часто, но и не редко случаются прорывы дамб на той или иной теплоэлектростанции.
Не миновала этого ЧП и одна из наших станций,- повреждение имело место в мае 1979 года.
Обычно прорывы дамбы несут негативную реакцию, касающуюся экологической обстановки: на близлежайшие реки (как в случае с АЦБК) и водоемы; на прилегающие садово-огороднические кооперативы или…
Или, как в нашем случае, угрозу вблизи расположенной другой электростанции
В последние дни апреля, начале мая 1979 г. наступило резкое потепление: 21 градус по Цельсию 5-го мая — это нонсенс для наших мест. Началось активное таяние льда и снега, в одной из секции резко повысился уровень воды, чему дополнительно способствовала неудовлетворительная работа сбросных коллекторов колодцев (были забиты золой и минеральными отложениями).
Порывы ветра в день аварии, доходили до 17 м/сек. При наличии значительной глубины пруда золоотвала, этот ветер вызвал нагонную волну на восточную дамбу золоотвала, которая создала «возможность перелива осветленной воды через гребень дамбы в наиболее низком месте.
Далее, в результате создавшегося перелива, начался снос грунта с гребня дамбы» с дальнейшим ее разрушением. Черная лавина, сметая всё на своем пути, хлынула в сторону другой нашей ТЭЦ. Худо, бедно мощность захоронения (проектная) составляла 7750 тысяч тонн!
Лавина смыла на своем пути многотонные бетонные дорожные плиты, скрутила «в бараний рог» железнодорожную ветку, стальной паропровод. Хорошо, что она остановилось возле ограждения ОРУ-220 киловольт! В противном случае последствия для работы энергосистемы были бы весьма плачевны.
Не все члены комиссии, расследовавших повреждение дамбы золоотвала, были согласны с вышеизложенными причинами разрушения. Зам. начальника котлотурбинного цеха угольной ТЭЦ вовсе не связал прорыв дамбы, как результат поднятия уровня воды выше гребня дамбы и последующим ее переливом.
Его особое мнение построено на том, что в материалах расследования отсутствуют какие — либо документы, подтверждающие основную версию. По его утверждению «Единственно возможная причина прорыва дамбы — воздействие на дамбу источника, способного создать промыв в теле дамбы, коим является повреждение трубопровода теплосети».
Последнее «особист» аргументировал диаграммами расхода пара, температуры пара. Без приложенных к особому мнению этих диаграмм+их анализа,- также трудно согласиться с этой версией. Был ли гидравлический удар в момент, предшествующий прорыву дамбы и свищ трубопровода теплосети судить нет возможности.
По неотраженному в акте факту, что трубопроводы теплосети и паропровод ТЭЦ (той, к которой двинулась лавина) проложены и пущены были в эксплуатацию с грубыми нарушениями Правил (узел перехода паропровода через дамбу выполнен не по проекту: отсутствовала защитная гильза! и ряд других), можно судить только косвенно об истинной (ых) причине (ах) прорыва.
Злополучная трасса трубопроводов теплосети вдоль дамбы золоотвала была на следующий год демонтирована. А вот за многочисленные недостатки, выявленные в процессе расследования, как по части многочисленных отступлений от проекта при строительстве золоотвала, так и при эксплуатации его, многие виновники ИТР угольной ТЭЦ (начиная с директора, главного инженера) понесли административные наказания.