Перуджино /часть 2/

Начало здесь.

Это произошло между 1446 и 1452 годами. О первой дате мы знаем от Джорджа Вазари, утверждавшего, что Перуджино умер в 1524 году в возрасте 78 лет. Вторую косвенным образом сообщает другой источник, Рифмованная хроника отца Рафаэля Джованни Санти, законченная до 1494 года.

В ней Перуджино назван «сходным по возрасту» с Леонардо. На самом деле Пьетро умер в 1523 году, и потому указанную Вазари дату правильнее было бы изменить на несколько более ран­нюю -1445 год. Слова же Джованни Санти вообще носят слишком общий характер.

Поскольку мы не располагаем никакими документальными свидетельствами, позволяющими уточнить время рождения мастера, эту дату только на основании выводов стилистического характера традиционно относят к периоду между 1446 и 1448 годами.

Perudzhino

Судя по тому, что в Читта делла Пьеве не сохранилось каких-либо следов существования живописи XV века, можно предположить, что свои первые познания в области искусства молодой Пьетро скорее всего получил в расположенной поблизости Перудже.

В ту пору Перуджа была крупным городом, живым и значительным художественном центром, не скупившимся на щедрые затраты во имя создания важных произведений искусства, предназначенных для украшения общественных зданий.

Богатыми в ней были и частные заказчики. В первой половине века в Перудже работали Доменико Венециано, Беноццо Гоццоли и Фра Беато Анджелико. Их присутствие в городе создало условия возникновения у местных художников интереса к новому пониманию проблемы света, изображению пространства с помощью перспективных построений, геометрической правиль­ности композиций.

Наряду с художниками Перуджи то же стремление к обновлению определяло творчество мастеров Сиены, Орвьето, Флоренции и области Марки. На протяжении всей своей деятель­ности Перуджино обнаруживает глубокое знание принципов построения пространства, близкое к тому, что открыл для искусства Пьеро делла Франческа.

027

\Аполлон и Марсий/

Очевидно, истоки этого знания берут начало в ран­нем знакомстве юного художника с Полиптихом Святого Антония, созданным Пьеро между 1459 и 1468 годами для одного из монастырей в Перудже. Важное значение имели и последующие поездки в Ареццо, Урбино и Сансеполькро, куда он мог отправиться специально, чтобы увидеть работы известного мастера.

Кроме того, недавно воссозданная усилиями историков искусства личность Бенедетто Бонфильи (1418/20—1496), самого крупного мастера Перуджи на заре Возрождения, проливает новый свет на картину развития местного искусства во второй половине XV столетия.

Можно назвать перехо­дным этап от так называемой «живописи света», к которой принадлежал сам Бенедетто, к творчеству мастеров Перуджи последующих лет: Бартоломео Капорали и Фьоренцо ди Лоренцо. С большой долей вероятности предположим, что именно с последним из двух Перуджино сотрудничал в своих ранних умбринских работах.

Ранний период жизни Перуджино характеризуется лишь скудными сведениями, касающимися начала его творческого пути. Известно только, что Пьетро очень быстро покинул родной край и обосновался во Флоренции.

К 1469 году относится первое точное свидетельство, имеющее отношение к художнику,  упоминание о кратком пребывании Перуджино в Читта делла Пьеве, куда он приехал после смерти отца, чтобы заплатить налоги за вино.

Вернувшись во Флоренцию, Перуджино завершает художественное образование в мастерской Андреа дель Верроккьо, прославленного золо­тых дел мастера, скульптора и живописца. Это подтверждает Вазари, сообщая, что «учился он под руководством Андреа Верроккьо.

Именно здесь молодой художник познакомился с опытом таких мастеров, как Леонардо да Винчи, Гирландайо, Лоренцо ди Креди, Филиппе Липпи. В эти годы Флоре­нция играла очень важную роль в развитии искусства.

На ее художественной сцене господствовали так называемые «знатоки» искусства рисунка, и среди них Поллайоло и Верроккйо. Эти художники видели в рисовании с натуры  на примере изучения препарированных трупов  лучшее средство приобретения знаний об основах анатомии и строении человеческого тела, которые затем они пере­носили в свои произведения.

При этом особое внимание уделялось передаче движения, а инструме­нтом служил точный рисунок с четкими и определенными контурами. Немаловажную роль в форми­ровании молодого умбрийского художника сыграл и Боттичелли, хотя он и был почти ровесником Перуджино, в мастерской Верроккьо ему, очевидно, принадлежало первое место.

Это обстоятельство объясняет замечание, содержащееся в анонимном источнике XVI века, так называемом Анониме Маль-ябекиано (ок.1540). — «Пьетро Перуджино, ученик Боттичелли», Тем не менее все то новое, чему научила юного художника Флоренция, не растворило в нем врожденные черты родной умбрийской культуры.

Молодой мастер будет использовать приобретенные знания, наполняя их поэтическим лиризмом и тонким изяществом, свойственным художественной традиции Умбрии и Перуджи. В 1472 году долгий период ученичества, который в соответствии с правилами, установленными цехом врачей и аптекарей, должен был продолжаться не менее девяти лет, подошел к кошу.

В этом году имя Пьетро появляется в списках членов сообщества Святого Луки, объединения «людей, занимающихся искусством живописи», специально утвержденного в 1439 году, чтобы защищать профессиональные интересы художников.

Окончание следует.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: