Свадьба на Русском Севере (Часть 6)

Начало здесь.

Роды

Начало родов всегда скрывалось. В XIX — начале XX вв. считали: чем меньше знающих о родах, тем они легче. Процесс родов воспринимался опасным не только для матери и ребенка, но и для окружающих;

по народным представлениям, в этот момент стиралась грань с потусторонним миром. Поэтому многие крестьянки Русского Севера, как и в глубокой древности,  рожали без посторонней помощи в хлеву или бане.

В это время домашние раскрывали все двери, замки,замок_

сундуки, развязывали узлы и т.п., чтобы на магическом уровне облегчить и ускорить роды. Повивальную бабку призывали обычно, сразу после родов для выполнения необходимых процедур над роженицей и ребёнком.

По распространенному на Севере России, как и во многих других регионах, обычаю, повитуха приняв ребенка, обмывала его и заворачивала вместо пелёнки в не стиранную отцовскую рубаху,

DSCN7772

/На фото: Рубаха мужская пестрядинная. Начало XX века. Лён, ткачество, ручное шитьё./

«чтоб отец больше любил». Смысл древнего ритуала, по-видимому , в усилении защиты новорожденного за счет отцовской энергии.

В случае первых или тяжёлых родов её приглашали заранее. Кроме родовспоможения в обязанности бабки входили магическая защита роженицы и новорожденного от сглаза и порчи и помощь по хозяйству в случае необходимости.

Повитуха не менее трех дней находилась при своих подопечных, ежедневно парила их в бане, творя молитвы и выполняя охранительные действия, принятые в данной местности.

Крещение

По церковным правилам, каждый ребенок, рождённый от православных родителей, должен быть окрещён. Душа младенца, дарованная Богом, но не очищенная от первородного греха, не могла считаться святой.

Таковой она становилась после крещения. Некрещеного ребенка, считавшегося «нечистым», не клали в колыбель, не надевали рубашки и креста, не целовали, не оставляли одного, чтобы не «испортила» или не украла нечисть.

По убеждению русских людей, крещение давало маленькому человеку надёжную защиту от всех опасностей. Священник совершал таинство с троекратным погружением в купель в церкви, как правило, на третий день жизни ребенка.

Важную обрядовую роль при этом выполняли восприемники, по местному — «божаты», которых выбирали из более-менее близких уважаемых родственников.

Часто в северных губерниях XIX — начала XX  вв. по древней традиции приглашали только одного восприемника того же пола, что и ребёнок. Новое «духовное родство» между восприемниками и крестниками с их родителями, в народной  терминологии называлось кумовством.

При крещении младенцу давалось имя, производилась запись в метрической книге.

DSCN7775

/На фото: Метрическая книга Космодемьянского духовного правления села Ахмылово Космодемьянского уезда. 1800-1873 гг./

По  распространенной  традиции   имя для ребёнка выбирали по святцам, при этом смотрели,   празднование   какого  святого приходится на день рождения или крещения ребёнка.

Бытовали  и     локальные  обычаи; к примеру, в Пинежском уезде Архангельской губернии имена детям давали по желанию родителей, а решающее слово было за матерью.

рубашка младенца

/На фото: Рубашка младенческая. Начало XX века. Крестик нательный Конец XIX-начало XX века./

Крестинный стол

В день крещения в доме родителей младенца устраивали «Крестинный стол». На Русском Севере в XIX — начале XX вв., по традиции, звали на крестины всех жителей деревни, но приходили лишь наиболее близкие, готовые взять на себя часть заботы о судьбе ребёнка.

Гости поздравляли родителей, желали новорожденному здоровья и благополучия. Главное место на крестинах занимали обряды с «бабиной кашей», которую подавала на стол повитуха. С кашей производились имитационные действия, призванные обеспечить здоровье и хорошие качества

младенцу: так во многих местностях, по обычаю, бабки трижды поднимали горшок с кашей над головой с пожеланием «внучку» расти большим.

DSCN7779

Отца ребёнка кормили сильно пересоленной кашей, чтоб знал, каково было жене рожать. Все присутствующие платили повитухе за угощение небольшую сумму денег — от одной до десяти копеек. На Пинеге обычай назывался «класть в кашу».

Под конец крестильного обеда восприемники обменивались недорогими подарками, чаще всего полотенцами и платками.

Продолжение следует.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: