Я рад приветствовать вас, друзья!
Я продолжаю знакомить читателей с жизнью и деятельностью нашего поморского земляка.
В июле 1739 года Ломоносов с товарищами был отправлен в Саксонию в город Фрейберг, где он прослушал курс лекций крупного минералога и химика Иоганна Фридриха Генкеля, прошёл лабораторную практику и обучился маркшейдерскому искусству.
Из отзыва горного советника И.Ф. Генкеля. 1740 г.:
«Господин Ломоносов довольно хорошо усвоивший себе теоретически и практически химию, преимущественно металлургическую, а в особенности пробирное дело, равно
как и маркшейдерское искусство, распознавание руд, рудных жил, земель, камней, солей и вод, способен основательно преподавать механику, в которой он, по отзывам знатоков, очень сведущ».
По окончании занятий у Генкеля он решил познакомиться с постановкой горного дела в Саксонии.
В июне 1741 года Ломоносов возвратился в Петербург и поселился на Васильевском острове в доме, принадлежащем ранее генералу Бону.
Его первой большой научной работой был «Каталог камней и окаменелостей Минерального кабинета Петербургской Академии наук».
В физическом кабинете академии наук он проводил физико-химические эксперименты. Одновременно сотрудничал в газете «Санктпетербургские ведомости» как переводчик.
В 1742 году Ломоносов стал адъюнктом по классу физики и приступил к созданию первого в России учебника экспериментальной физики
«Вольфианская экспериментальная физика» вышла в свет в 1746 году и долгое время оставалась единственным учебником экспериментальной физики на русском языке.
По нему учились несколько поколений студентов и гимназистов различных учебных заведений России. «…принужден я был искать слов для наименования некоторых физических инструментов,
действий и натуральных вещей, которые хотя сперва покажутся несколько странны, однако надеюсь, что они со временем через употребление знакомее будут».
Первой известной работой Ломоносова в области химии была «Элементы математической химии«. В отличие от большинства химиков своего времени, считавших химию искусством, он впервые определяет ее как науку:
«Химия — наука об изменениях, происходящих в смешанном теле, поскольку оно смешанное». В 1745 году за работу в области химии Ломоносову было присвоено звание профессора
Он и В.К. Тредиаковский, избранный профессором элоквенции (красноречия), стали первыми русскими академиками.
Ломоносов считал химию своей «главной профессией», причем развитие химии, по мнению ученого, должно было помочь решению практических задач.
«Истинный химик должен быть теоретиком и практиком», писал он. Став профессором химии, Ломоносов начал добиваться создания химической лаборатории.
После трёхлетних усилий Ломоносову удалось получить разрешение на строительство химической лаборатории — первой научно-исследовательской и учебной лаборатории России.
В октябре 1748 года лаборатория была построена и оснащена оборудованием, созданным по чертежам и эскизам Ломоносова
В ней ученый проводил экспериментальные исследования по химии и технологии силикатов, по обоснованию теории растворов, по обжигу металлов, а также делал пробы руд.
В химической лаборатории Ломоносов в 1752 — 1753 годах впервые в мире прочитал курс физической химии студентам академического университета.
Ломоносов заложил основы физической химии, сделав успешную попытку дать объяснение химическим явлениям на основе законов физики и своей теории строения вещества.
«Физическая химия», — писал он, — есть наука, объясняющая на основании положений и опытов физики то, что происходит в смешанных телах при химических операциях».
Из письма Ломоносова к Л. Эйлеру от 5 июля 1748 г.:
«… все встречающиеся в природе изменения происходят так, что если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то другого.
Так, сколько материи прибавляется к какому-либо телу, столько же теряется другого, сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю я бодрствования и т.д. Так как это всеобщий закон природы, то он распространяется и на правила движения…»