Северная иконопись

Архангельская область — хранитель традиционной русской культуры.

 Неудивительно, что интерес к ней не ослабевает.  Местные музеи располагают ценнейшими коллекциями произведений северного искусства. Разнообразные по видам творчества они свидетельствуют о своеобразии, глубинных корнях и мастерстве местных исполнителей.

 

Икона

Начало собранию икон Архангельского областного музея изобразительных искусств положили произведения переданные из фондов областного краеведческого музея в 1961 году. Его основная часть сформировалась в результате обследования памятников архитектуры на территории Архангельской области в 1960-1980-е годы.

 Здесь, на обширных землях  Русского Севера, в заброшенных церквах и часовнях, еще хранились памятники древнерусской культуры. Наиболее плодотворными были совместные экспедиции музея и Государственных центральных художественно-реставрационных мастерских в Поонежье, на Пинегу, в Ленский район.

Много редких находок открыли эти экспедиции. Были обнаружены и спасены от гибели сотни памятников древней живописи. За пятьдесят лет музеем собрана уникальная коллекция иконописи — свыше трех тысяч произведений XIV — XX веков. Среди них немало редких находок, в том числе уникальные иконы: «Спас Нерукотворный. Не рыдай мене мати» XIV века, «Святитель Иоанн Златоуст» XV века,  Деисусный чин из деревни Луды конца XV — начала XVI века.

Иконы, происходящие с территорий Русского Севера, принято объединять термином «Северные письма».

Искусство живописи здесь формировалось в особых исторических условиях. Северные земли осваивали выходцы из Новгорода и центральных районов России. Это определило влияние таких крупных средневековых художественных центров, как Ростов, Новгород и Москва. Под влиянием новгородской живописи созданы иконы XV века: «Богоматерь с младенцем и пророк Илия», «Иоанн Златоуст». К произведениям круга московского художника Дионисия относится образ « Сошествие во ад» первой четверти XVI века. Некоторые черты древней ростовской иконописи отмечены специалистами в Деисусном чине конца XV — начала XVI века из деревни Астафьево.

Ещё по теме:   Что это было!?

Отдаленный Север, и особенно его монастыри, всегда притягивали богатых вкладчиков, среди которых были русские цари, князья, бояре. Крупные иконописные заказы выполнялись приглашенными мастерами. Иконы, привезенные на Север в XV — XVI веках, а также творчество приглашенных сюда мастеров, стали основой для формирования местной иконописи.

В XVI веке северные иконописцы были ещё очень зависимы от влияния мастеров крупных художественных центров. В качестве образцов они использовали иконы разных художественных школ, поэтому местная живопись в ряде случаев представляет собой синтез различных направлений.

Расцвет северной иконописи относится к XVII — первой половине XVIII века.

 На всех этапах развития северное иконописное наследие отличает стилистическое разнообразие. Иконы писали в различных регионах Русского Севера: в Поморье и на Двине, в Каргополье, в бассейнах рек Пинеги, Мезени и Онеги.

Центрами иконописи были города и посады (Архангельск, Каргополь, Холмогоры), а также монастыри (Соловецкий, Антониево-Сийский). Не все иконописцы были профессиональными мастерами. Порой образы писали церковные дьячки, сельские священники и даже крестьяне.

Уже в XVII веке стала заметной разница в профессиональном мастерстве иконописцев крупных северных городов и монастырей с одной стороны, и крестьянских мастеров — с другой. Первая группа была, несомненно, более профессиональной, зато вторая — более многочисленной.

Основную часть «северных писем» составляли «крестьянские письма». Они отличаются простотой и лаконизмом иконописных образцов. На иконах часто можно встретить незамысловатый рисунок, неумелое построение пропорций фигур на плоскости, нарушение технологии живописи («Чудо архистратига Михаила о Флоре и Лавре», «Покров Богоматери» XVII века).

Все это — результат  того, что иконописцы из крестьян получали профессиональные навыки «с руки», от старших по артели и обучались подчас далеко не на самых лучших образцах и примерах.

В северной иконописи сложился свой пантеон наиболее почитаемых святых. Самым популярным был святитель Николай. Не случайно народная молва гласила: «От Холмогор до Колы — тридцать три Николы». Икона, изображающая Николая Чудотворца, была в местном ряду почти каждого северного храма. Почитали также святых Илию, Параскеву, Екатерину, Георгия, Модеста, Власия, Флора и Лавра.

Ещё по теме:   Что у Вас нового?-Лента новостей и лыжня впридачу.

Большинство из них были связаны в сознании северного крестьянства с сельскохозяйственным культом, как покровители скота, земледелия и домашних ремесел. Особым почитанием пользовались северные подвижники благочестия, преподобные, основатели северных монастырей — Зосима и Савватий Соловецкие, Антоний Сийский, Никодим Кожеозерский, Александр Ошевенский, а также праведники Артемий Веркольский и Прокопий Устьянский. На иконах северных святых можно видеть реальные изображения северных городов, обителей и церквей.

«Северные письма» составляют большую часть коллекции музея. Русский Север не дал единого стилистического направления в иконописи. Однако творчество иконописцев, работавших в крупных северных городах и монастырях, имело свои особенности и специфику.

Благодаря многолетним тесным дружеским связям музея с реставрационными организациями, сохранность коллекции икон находится под контролем. Ни на один год не прекращаются раскрытие и реставрация памятников.

 

 



Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

*

code

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: