Доброго времени суток, уважаемые посетители блога!
Я рад приветствовать Вас.
Сегодня Всемирный метеорологический день, а, следовательно, мой пост посвящен доблестным труженикам этой профессии.
/Полярная станция им. Федорова, мыс Челюскин/
Мыс Челюскин является самой северной точкой Евразии и расположен на северной оконечности Таймырского полуострова на южном берегу пролива Вилькицкого — с запада к нему подступают воды Карского моря, с востока — моря Лаптевых.
В годы работы Великой Северной экспедиции, 9 мая 1742г. группа С.Челюскина вышла на самую северную точку Азиатского материка, которая теперь носит его имя.
Строительство полярной станции на мысе Челюскина было обусловлено местом ее расположения, с целью обеспечения безопасности мореплавания на трассе Северного морского пути при проходе судов проливом Вилькицкого, труднопроходимого в ледовом отношении.
Особенность Северного морского пути в том, что он является кратчайшим путем между западными и дальневосточными портами и пролегает вдоль берегов России, а значит, не зависит от сложившейся в тот или иной период времени международной обстановки.
Очевидное географическое преимущество этого пути с давних пор привлекало внимание многих мореплавателей. Кроме того, Северный морской путь пролегает вдоль устьев крупнейших рек
Азиатского Севера, простирающихся в меридиональном направлении и образующих со своими большими и малыми притоками разветвленную сеть внутренних водных путей.
Северный морской путь с реками Обь, Таз, Пур, Енисей, Пясина, Хатанга, Оленек, Анабар, Лена, Яна, Индигирка и Колыма образуют как бы единую водно-транспортную систему страны, что открывает доступ к естественным богатствам огромной территории, простирающейся в глубь Азиатской части России.
Но тяжелые полярные льды, летом и зимой располагающиеся от Новой Земли до Берингова пролива, препятствуют свободному плаванию судов.
Тем не менее, время и научно-технический прогресс позволили благополучно решить эту проблему, которая потребовала огромных усилий многих поколений.
Особым периодом в истории изучения Арктики были 1932-1933гг. Международным объединением научных союзов этот период был объявлен Вторым Международным полярным годом (МПГ).
Исследования второго МПГ должны были привести к более глубокому познанию многих, в ту пору еще остававшихся загадочными, явлений природы полярных стран.
Все участвующие в этом мероприятии страны обязывались построить дополнительные полярные станции, расширить программу работы существующих, организовать экспедиции в различных
районах арктической области, для того чтобы одновременно по согласованной программе зафиксировать изменения погоды, колебания магнитного поля, полярные сияния, движения льдов в океане и другие геофизические явления.
К подготовке наблюдений в Арктике по международной программе Советский Союз приступил раньше других стран.
На островах Арктики и на материковом ее побережье в 1928-1931гт была создана сеть полярных станций: на Новосибирских островах, в бухте Тихой Земля Франца Иосифа (ЗФИ), на острове Домашнем, на мысе Желания.
Было решено строить такие полярные станции в бухте Тикси, на мысе Челюскин, мысе Северном (ныне мыс Шмидта), на острове Рудольфа (ЗФИ). Для постройки этих станций направлялось несколько экспедиций.
Вопрос о Северном морском пути стоял в программе МПГ как крупнейшее мероприятие большого политического, научного и практического значения.
Для успешного осуществления сквозного плавания по СМП налицо имелись благоприятные условия. К этому времени были достигнуты успехи в освоении Арктики и ее морских путей.
На западном участке ежегодно осуществлялись Карские экспедиции с участием многих морских и речных судов, ледоколов, самолетов ледовой авиаразведки.
Проведение морских операций опиралось на сеть радиостанций, расположенных в важнейших пунктах побережья и островов.
Для Баренцева и Карского морей уже составлялись метеорологические и ледовые прогнозы, ставшие затем традиционными.
Наиболее знаменательным событием второго МПГ в Арктике было…:-)
Об этом читаем в следующий раз.