Помнить — это все равно что понимать…

Помнить — это все равно что понимать, а чем больше понимаешь, тем более видишь хорошего.
Максим Горький

Я закончил среднюю школу №22 города Архангельска в 1967 году. На выпускном фото 10 А класса нет фотографии нашего преподавателя географии Александра Николаевича Кошкина. Фронтовик, в конце учебы уже в солидном возрасте, он помнится мне, как очень грамотный и мягкий человек.

Помню, что на его уроках частенько хромала дисциплина. Зачастую ученики, а может быть и я, несознательно по- ребячески обижали его невниманием к предмету — в классе на его уроке частенько слышен был шум, гам, только что «подушками» не кидались. Неизменный оптимизм, уверенность, спокойствие, уважительное отношение Александра Николаевича к ученикам — всё это помогало избежать, казалось бы, абсолютно неизбежных нервных объяснений уровня директор — родители.

Каким же надо было учителю обладать безграничным терпением, чтоб не накричать на кого-то, выставить нерадивых за дверь. Но нет, Александр Николаевич, как говорится, молча всё сносил. Наш учитель имел способность найти к каждому свою дорожку, неуклонно стремясь к тому, чтобы ученик не только знал географию, но и овладел сутью предмета.

А не так давно, один из моих братьев, окончивший эту же школу в 1957 году, рассказал об учителе Александре Николаевиче Кошкине (на фото — второй ряд, второй слева) вот такую интересную историю

Кошкин А.Н.

В то время, а это 1954 — 1956 гг., в школьные каникулы практиковались поездки групп учеников школы №22 в город Ленинград. Любой город имеет своё лицо, своё духовное начало, свои загадки и тайны, которые влияют на его облик и уклад жизни, на творческие возможности для тех, кто в нем живёт, кто его проектирует и строит. Поэтому для поездок и был выбран Ленинград, город, где всё взаимосвязано, объедено одной невидимой нитью.

Организацию поездок и сопровождение учеников было за Александром Николаевичем Кошкиным. Мой брат вспоминает об своем участии в этих поездках в 8, 9 и 10 классах. Всего поездок у него было три. Первая поездка была в составе одних мальчиков (так в то время комплектовались классы), а в последнюю поездку в 1956 году в группе были уже и девочки.

Ещё по теме:   Летающие модели

В Ленинграде учащиеся и Александр Николаевич селились в детском пансионате возле реки Мойки. Турне занимало около 20 дней. Смотрели, любовались видами города, ходили по улицам этого замечательного, исторического города. Александр Николаевич очень интересно, внятно рассказывал своим ученикам об особенностях того или иного достопримечательного места города, излагал его историю, географию.

Посещали музеи, при этом конечно, большая часть времени была отведена Эрмитажу, одному из рекордсменов среди музеев мира по числу посетителей. По его залам ученики ходили в общей сложности за три поездки суммарно почти 30 дней. Были и в Петергофе. Особо брату запомнилась в петергофском ансамбле — парковая шахматная доска.

Будучи там, к одной из учениц в группе страстно пристала цыганка. Давай погадаю, да погадаю, приставала она. Девочка согласилась, а потом долго плакала. Цыганка нагадала ей: «осталось тебе жить, милая, всего полгода». Закончилось всё благополучно, предсказание не сбылось. Девочка хорошо закончила школу, получила профессию, создала семью, в общем жизнь у нее сложилась удачно.

Каждая поездка стоила родителям учеников 75 рублей. При этом были случаи, когда не все деньги расходовались полностью. От этой суммы дважды был небольшой остаток. «Три рубля Александр Николаевич Кошкин обязательно возвращал каждому». Большая ли эта была сумма — 75 рублей? В нее входили такие расходы, как проезд поездом Архангельск — Ленинград, оплата проживания, питания, экскурсий.

Для сравнения, брат привел такие данные по заработку в те годы нашего папы. Папа работал трубочистом, его заработок составлял 3000 рублей в месяц. Интересная к последнему деталь: 3000 рублей папа зарабатывал за две недели, потом две недели отдыхал, так как были ограничения в заработке для лиц у кого была сдельная оплата труда.

Ещё по теме:   Юбилей моего блога

Этой небольшой заметкой выражаю своё бескрайнее уважение к памяти Александра Николаевича Кошкина. Оказывается он был не только высокопрофессиональным учителем, но и большим энтузиастом, неутомимым искателем по жизни. Спасибо ему за всё это.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии: 1
  1. Александр

    Александр Николаевич Кошкин вёл у нас географию. Это был добрейшей души человек. Мы часто приходили к нему в кабинет просто так.

    Он всегда нам рассказывал что — то интересное. Особенно запомнились его рассказы о войне, которые не были похожи на официальные материалы, публикуемые в газетах.
    Мы его за глаза звали — «Дядя Саша».

    Обычно он немного задерживался и мы смотрели, идёт ли он. Я посмотрел однажды и говорю в классе: дядя Саша идёт.
    Он заходит и говорит: привет племянничек. Мне так стало неудобно, но это
    запомнилось на всю жизнь. Он привил нам интерес к географии, и мы участвовали в городской олимпиаде по географии, в которой победили.

Добавить комментарий

*

code

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: