Вехи на пути становления благотворения на Руси

Уважаемые друзья, читатели моего блога!

С 1 по 12 марта в столице Поморья пройдет масштабный благотворительный марафон «Добрый Архангельск». История благотоворительности нашего города уходит вглубь веков, всегда интересно знать с чего это началось.

С этой странички я начинаю публикацию отрывков из недавно опубликованной  книги «Из истории благотворительности г.Архангельска (XVII-начало XX века)».

Книга эта — коллективная работа учащихся Воскресной школы Свято- Никольского храма города Архангельска. Тираж книги небольшой — всего 200 экз., а книга очень познавательна! Интернет и мой блог поможет вам

Христианский принцип любви к ближнему нашёл отражение в благотворительных традициях и милосердии. Сложилось особое отношение к бедным, считалось, что, помогая нищему, помогаешь Богу и спасаешь свою душу. «Возлюби ближнего как самого себя» — одна из главных заповедей христианства.

Простейшими видами благотворительности являлись простое кормление нищих в своём доме и раздача милостыни. Нищий для благотворителя был лучший богомолец, молитвенный ходатай.

В старину говорили: «В рай входят святой милостыней, нищий богатым питается, а богатый нищего молитвой спасается».

По утверждению русского писателя и историка М.Погодина в старину на Руси «заботиться о стариках, недужных и больных было первейшей обязанностью и общей добродетелью славян».

 А историк В. Ключевский говорил, что любить ближнего на Руси значит, прежде всего, накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключённого в темнице.

Заметной вехой на пути становления благотворения на Руси стало княжение Владимира Святославовича (980-1015)

Vladimir_svyatoy

Он велел каждому нищему приходить на княжный двор, брать кушанье и питьё. При нём были построены первые богадельни, больницы и странноприимные дома.

 Одна десятая часть всех княжеских доходов согласно Уставу шла на содержание монастырей, церквей, богаделен.

Князьями нищелюбцами летописцы считают Ярослава Мудрого (1019-1054), Владимира Мономаха (1113-1125), Андрея Боголюбского (1157-1174) Всеволода Юрьевича Большое Гнездо (1176-1212), Александра Невского (1252-1263)

Ещё по теме:   Старообрядчество на Русском Севере. Окончание.

 — выкупал русских из татарского плена, Ивана Калиты (1353-1359) — был прозван так, зато, что носил с собой мешок, из которого раздавал милостыню бедным.

Благотворительность всегда была связана с церковью. Помогать нуждающимся — дело богоугодное. Считалось — «церковное богатство — нищих богатство»

 При монастырях возникают богадельни, больницы, приюты. Из летописей известно, что в 11- 12 веках в Киеве и Переяславле существовали монастырские больницы.

Епископ Переяславский, впоследствии митрополит, прославился своей благотворительностью. Он украсил город многими церквями и гражданскими зданиями, возвёл вокруг него каменные стены, устроил бесплатные больницы для бедных и странников, построил общественные бани.

Князь Черниговский Николай Давыдович (1143) построил в Киеве больничный монастырь. При Василии III (царствовал с 1515-1534)-построен мужской Корнилиев монастырь в Вологодской епархии, Печорский — в Пскове.

В Москве в Новоспасском и Ново-Девичьем монастырях сохранились здания 18 века,. предназначавшиеся когда-то для лечебниц. Благотворительность отличала и царский род Романовых.

 Практически все его представители во время своего правления в большей или меньшей степени занимались богоугодными делами.

При царе Алексее Михайловиче создаются приказы, занимающиеся призрением бедных. В 1682 молодой Федор Алексеевич предписывает собрать в Москве всех нищих, действительно нетрудоспособных и поместить их в больницы и богадельни, а здоровым лентяям дать работу.

«Ленивых прошаков», лукавцев, Пётр I велел бить батогами и заставлять работать. Екатерина II повелела в каждой губернии создавать приказы общественного призрения

Ekaterina_2При ней возникает сеть воспитательных домов для детей — сирот и незаконнорожденных, открываются госпитали для бедных рожениц,

появляются сиротские дома – учебные заведения для детей неимущих родителей. По окончании училища детей распределяли на службу в государственные учреждения.

В 1797 Павел I назначает свою супругу Марию Фёдоровну руководительницей всех социальных учреждений. При ней появились вдовьи дома-богадельни для вдов военных и гражданских чиновников.

Ещё по теме:   Петр Кольцов

При Александре I в 1802 было создано Императорское Человеколюбивое общество. Оно служило для призрения дряхлых, увечных, неизлечимых, а так же для предоставления условий работы для тех, кто может что-либо производить.

При обществе было справочное бюро для контроля расхода всех средств. Великая княгиня Елена Павловна в годы Крымской войны создала Общину сестёр милосердия.

Великая княгиня Елизавета Фёдоровна и императрица Александра Фёдоровна лично работали в госпиталях и ухаживали за ранеными в годы Первой мировой войны.

 Благотворительность в России была свойственна всем социальным слоям: купечеству, крестьянству, дворянству, духовенству.

Сергей Сергеевич/ автор статьи

Уроженец города Архангельcка. Работал в Усть-Камчатске на Дальнем Востоке. В настоящее время проживаю в Архангельске. Увлекаюсь шахматами, математикой, компьютерами, книгами, садом и огородом. Об этом и другом пишу на этом сайте!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Оставьте свой комментарий