Монастырское хозяйство

Добрый день, друзья!

Продолжаем наш рассказ об истории монастырей Беломорского Севера. Предыдущий пост здесь

Административное и военное значение православных монастырей Севера основывалось на созданной ими мощной экономической базе. Развитие

монастырских вотчин базировалось на активном развитии промыслового хозяйства, продукты которого (впервую очередь — соль и рыба) вывозились для продажи в Вологду, Великий Устюг и Москву.

 Обратно на Север монастыри завозили хлеб, крупу, железные изделия, ткани, для продажи местному населению. Такого рода обменная торговля, которая в значительной своей части была освобождена от налогов, приносила обителям солидные прибыли.

Многие монастыри стремились развивать в своем крае многие перспективные отрасли хозяйства. Они первыми начали сооружение каменных построек, которые заменяли традиционные для Поморья деревянные.

Для этого на Беломорском Севере монастыри создали новую отрасль хозяйства -заводы по производству кирпича, добыче строительного камня и извести.

В монастырях обучались строительному ремеслу у приезжих мастеров местные жители. Беломорские обители основывали и содержали небольшие

кораблестроительные верфи на Северной Двине, Онеге, Беломорском побережье, многочисленные водяные мельницы и лесопилки.

 Можно смело утверждать, что северные монастыри являлись организаторами новых отраслей хозяйства и проводниками новых технологических идей в своем крае

_ monastyr'

Вотчины монастырей были чрезвычайно сильно разбросаны по всей территории Беломорья. В каждом крупном селе жил монастырский приказчик — монах,

выполняющий функции управляющего вотчиной, или монастырский служитель, назначенный из числа грамотных и авторитетных местных жителей.

В компетенцию этого человека входило управление всеми службами монастыря на данной территории и регулярная отсылка в монастырь всех доходов, получаемых от хозяйственной деятельности.

Местные жители, как правило, работали на монастырь по найму, получая от приказчика оплату за труд. Отметим, что подобная система ведения хозяйства была значительно

Ещё по теме:   Телефонная революция

прогрессивнее и эффективнее, чем господствовавшая во всей остальной России оброчно-отработочная.

Прогрессивное ведение хозяйства способствовало быстрому накоплению значительных богатств в руках монастырей Севера. Богатство же обителей позволяло им вкладывать немалые средства в развитие культуры.

 Ведущей стороной русской духовной культуры средневековья была книжность

_ SSA40823

 В этом смысле обители Беломорского Севера представляли собой образец теплого и трепетного отношения к письменному и печатному слову, к информации, содержащейся в книгах.

При всех крупных монастырях действовали мастерские по переписке книг (печатные книги появились на Севере во второй половине XVI века и распространялись чрезвычайно медленно).

  Монастырские писцы и ремесленники превращали книги в подлинные произведения искусства. Известна весьма широкая практика обмена книгами между различными монастырскими библиотеками Севера:

 монахи-переписчики одного монастыря могли поехать в другой, для копирования книг, которых не имелось в их библиотеке. Часто обители содержали иконописные мастерские, собственных ювелиров, резчиков по дереву.

Соловецкий и Николо-Корельский монастыри организовали добычу речного жемчуга и производство из него богослужебных предметов, священнических одеяний, иконных и книжных окладов. Существовали колокольные мастерские.

Православные монастыри Севера не просто вкладывали средства в собственное украшение, но активно влияли на формирование культурной среды всего прилегающего региона.

Переписанные в обителях книги дарились в приходские сельские храмы, где они были доступны простым крестьянам. Культивируемая монастырями передовая производственная технология входила в повседневную жизнь всего Поморья.

 При монастырях поморы обучали своих детей грамоте и необходимым ремеслам. В начале XVIII века Петр I узаконил эту деятельность монастырей, издав специальный указ об открытии при обителях Поморья школ для обучения грамоте и математике.

Трудно переоценить духовное влияние монастырей на поморское население края. Почитание местных святынь и святых, связанных с различными обителями Севера, было неотъемлемой частью мировосприятия поморов.

Ещё по теме:   Вместе весело шагать

 Сам же монастырь для многих талантливых северян был возможностью раскрыть свои способности и достичь высокого положения, в то время, как на ниве

государственной службы простолюдину  невозможно было самореализоваться.  Многие поморы смотрели на близлежащую обитель как на гаранта спокойной и безбедной старости в монашеской рясе для себя.

Ведущая роль монастырей Севера стала резко уменьшаться в конце XVII — первой половине XVIII веков. Общая тенденция исторического развития России на снижение роли Православной церкви в государстве вела к снижению влияния монастырей и на Русском Севере.

После экспроприации монастырских земельных владений Екатериной II и перевода обителей на содержание за счет средств государственной казны, материальная база монастырского процветания была подорвана и многие обители стали постепенно деградировать.

Таким образом, особые исторические условия, сложившиеся на Русском Севере XIV-XVII вв., позволили православным монастырям в течение нескольких

столетий проявлять самые прогрессивные формы экономической,  административной и культурной деятельности, играя одну из заметных ролей в истории Поморья.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

*

code

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: