Очередь как социальный феномен или куда мы спешим?
Меня и многих сверстников моего поколения учили стоять в очереди еще в школьном возрасте.
Не просто стоять один за другим, в затылок или рядом, но производить это действие — очередь рассматривалась не как состояние, а как процесс — цивилизованно, сознательно.
То есть не толкаться, не ерзать на месте, не выскакивать, не пытаться влезть вперед. Нас учили, что в жизни всему свой черед, а лезть без очереди означает жульничать. Хуже того, это не по-советски.
Очередь нарушается, крик, давка, кто – то жалуется, что кишки все выдавили, у кого-то стянули бумажник. Так было у нас в тридцатые годы прошлого столетия. Почти так — чуть позже.
Лишь в очередях познается человеческий характер, выносливость человека и его долготерпение, независимо от времени, где и как мы живём.
Усвоенное в молодости я запомнил на всю жизнь, и по сей день терпеливо ожидаю, когда придет мой черед снять деньги с карточки, купить пару говяжьих котлет, пройти регистрацию в аэропорту…
Правда, рядом со мной находятся в это время земляки, в советских школах не обучавшиеся, и у меня появляется возможность понаблюдать их реакцию на это неприятное — очередь.
Цель тех, кто не приемлет очередь как социальный феномен, — оказаться в начале этой очереди, оставив всех позади. Тактика самая разнообразная. Вот, скажем, образчик нахального вранья.
В мясную лавку врывается запыхавшаяся молодая дама и заверяет, что оставила машину во втором ряду.
В машине ее престарелая бабушка, с которой она опаздывает к врачу.
Бабушка боится оставаться одна, у нее больное сердце, она страдает всяческими фобиями. История преподносится так, как будто речь идет о жизни и смерти, а не о покупке отбивных.
Что остается делать утонченному джентльмену, как не уступить свое место в очереди?
Интересно, что женщина сразу забывает о спешке и начинает выяснять разные мясные тонкости с продавцом, покупает, тщательно выбирая, одно, другое, третье.
Я тем временем обращаю внимание на улицу. Ни следа автомобиля во втором ряду. Остается предположить, что престарелая бабушка, наскучив ожиданием внучки, дала газу и рванула вдоль по улице, чтобы не опоздать к врачу.
Для обхода очереди можно умело применить мобильник. Делового вида господин, время которого, разумеется, слишком дорого, чтобы тратить его на
очереди, вынимает из кармана телефон, набирает номер и начинает разговор, покинув при этом свое место в очереди.
Погруженный в серьезный разговор, он прогуливается вдоль людского ряда и, не отрывая карманной электроники от уха, внедряется в очередь человек на полста
ближе к ее голове. Разумеется, непроизвольно, не заметив, ведь он полностью отрешен от банального окружения.
Действенный прием — обнаружить среди стоящих впереди знакомого, даже если впоследствии окажется, что вы обознались. «Надо же, вы так похожи на сына моей одноклассницы!..»
Помогает также применение подручных средств — капризный ребенок, необъятная рыночная корзина. Неважно что, главное, чтобы сработало.
Странная страсть сэкономить несколько минут, особенно если учесть, что народ у нас отнюдь не отличается манхэттенской лихорадочной активностью и зудом деятельности.
Ленивая неспешность — одна из бросающихся в глаза характеристик местной повседневности.
Кажется, действует тот же фактор, который заставляет согражданина нарушать все правила и рисковать жизнью ради обгона едущего впереди автомобиля, даже если спешить совершенно некуда.
Тот же хищный соревновательный инстинкт, на двух ли ногах, на четырех ли колесах.