Крестный монастырь был одним из трех монастырей, основанных лично патриархом Никоном. Благодаря покровительству Никона, пользовавшегося исключительным положением в церкви и государстве, Крестный монастырь занимал (наряду с Иверским и Воскресенским монастырями) особое место среди других монастырей России и буквально за несколько лет после своего основания по размерам владений мог соперничать с крупнейшими монастырями Русского Севера, в том числе Соловецким.
Однако ему не суждено было обрести того большого значения в жизни края, которое имели Кирилло-Белозерский, Антониево-Сийский и Соловецкий монастыри. В XVIII веке «Ставрос» на Кий-острове становится и до конца своего существования остается одним из малозаметных второклассных монастырей Российской империи.
До первого появления на Кие Никона остров был пуст и «быть тут жилецким людям нельзя, потому что на том месте все камень голой». Однако остров был знаком еще угро-финским племенам. Имеется указание, что слово Кий обозначает место промысла или прохода зверя, в большом количестве здесь ходят стада белух, а также имеются тюлени.
Через устье реки Онеги и остров проходили пути новгородцев, колонизовавших беломорский край. Широкую известность остров получил лишь в XVII веке в результате основания на нем монастыря. Собственно говоря, история Кий-острова началась в 1639 г. с того, что некий Никита Минов, он же иеромонах Соловецкого монастыря Никон, поссорившийся с братией, вынужден был покинуть тайно ночью Соловки.
Во время переезда по морю из Анзерского скита к реке Онеге Никона и его спутников застигла великая буря. Все приготовились к смерти, но Никон полагал надежду на милость Божию и горячо молился Господу Богу о спасении своем. Бог услышал его молитвы, судно было выброшено на южную часть небольшого острова. Как было принято, в память о своем спасении Никон водрузил на острове деревянный крест
Среди местных жителей по сей день живет легенда, что название острову дал Никон. Когда его выбросило на остров, он воскликнул: «Кий остров?». Что значило «чей, который или как называется этот остров?». Никто не мог дать ему ответа, и тогда Никон сказал: «Пусть будет Кий».
Здесь надо сказать, кто такой Никон, кем он был до высадки на Кий-остров.
Родился он в 1605 г. в селе Вельдемяново Нижегородской губернии в селе мордвина Мина. Рано лишился матери, из-за издевательств над ним мачехи Никита в 12-летнем возрасте уходит в Макарьинский Желтоводский монастырь.
В 1621 г. Никита похоронил отца, бабушку, стал причетчиком Вельдемяновской приходской церкви, через 2 года он чтец в этой церкви, вступает в брак. В 1625-27 гг. он священник в этой церкви. В 1627 г. Никита вместе с семьей переехал в Москву.
Именно в Москве окончательно определился его жизненный путь, здесь он решил уйти в монахи. Этому способствовали семейные обстоятельства. За 10 лет супружеской жизни у Никиты родилось трое детей, и все они умерли в младенческом возрасте.
Решив, что Бог не благословил их супружество, в 1635 г. Никита уговорил жену на постриг в Алексеевский монастырь, а сам ушел на Север.
В 1636 г. принял постриг от основателя Анзерского скита на Соловках старца Елеазара, получив имя Никон. Правила жития в ските были строгие. От монахов требовалось воздержание в пище, питье, терпение в скорбях и болезнях, ежедневно Никон читал псалтырь полностью и совершал тысячу поклонов.
Через год Никон ездил с Елеазаром в Москву, где они собрали 500 рублей на постройку каменного храма. Деньги долго лежали в казне скита, а строительство храма затягивалось. Тогда Никон упрекнул Елеазара в присвоении этих денег, на что тот разразился гневом. Конфликт разрастался, и Никон, спасая себя, бежал.
Продолжение следует