Неперемолотые: противостояние добра и зла (часть 2)

Начало здесь. Предшествующий пост — щелкаем сюда.

Плакат времен гражданской войны

687_

/На фото: внизу текст — Даже матросы, эти отчаенные хулиганы и разбойники, испугались честного и животворящего Креста Господня, тогда комиссары вызвали китайцев, и те спокойно, не дрогнув, расстреляли священника. Это случилось в Москве./

 «Красные орлы»

Первый крестьянский советский (позднее — коммунистический) полк был сформирован в июле 1918 г. в районе г. Катайск. Тимофей Анчугов, один из «красных орлов», командир 4-го Уральского стрелкового полка РККА, приказал расстрелять двух священников за то, что пономарь невовремя ударил в колокол
 692_

/На фото: Семья Анчуговых, добровольцы Красной гвардии из с. Теча Шадринского уезда Пермской губернии, 1918 г./

669_

/На фото: Колокол, сброшенный с колокольни Тобольского Кремля. Фото начало XX века./

668_

 /На фото: Разбор иконостаса в соборе Александра Невского, г. Екатеринбург/

693_

/На фото: Артиллерия полка. Красные орлы. 1919г./

Летом 1921 г. небывалая засуха поразила Поволжье, Крым, Кавказ и юг Украины. Следствием засухи стали неурожай и невиданный голод. Зимой 1922г. в России на территории 32 губерний голодало около 35 млн. человек.  На Урале в апреле — мае 1922г. было 5,5 млн. голодающих, 75% всего населения края питалось суррогатами; в течение полугода умерло более 70 000 человек.

Православная церковь не осталась безучастной к национальному бедствию. Уже летом 1921г. Патриарх Тихон обратился с горячим воззванием «К народам мира и к православному человеку», в котором призвал всех верующих к немедленной и действенной помощи. К марту 1922г. только прихожанами кафедрального Богоявленского собора Екатеринбурга было собрано 4 млн. 60 тыс. руб.

С декабря 1921г. по август 1922г. в церквах Пермской епархии собрали 80 млн. руб. и 27 пудов 17 фунтов продуктов. При этом верующие люди также страдали от последствий голода. Благотворительная деятельность Православной церкви значительно поднимала ее авторитет в глазах населения.

Ещё по теме:   «Много женщин меня любило,…»

Церковное руководство предприняло ряд попыток пойти на сотрудничество с государством в деле совместной борьбы с голодом, но эти шаги церкви были отвергнуты советской властью.

23 февраля 1922г. был издан Декрет ВЦИК «О порядке изъятия церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих». Согласно этому документу, изъятию подлежали и почитаемые иконы, и священные сосуды, к которым, по церковным канонам, могли прикасаться только священнослужители.

Используя народное бедствие в своих политических целях, власть обвинила церковь в укрывательстве средств, способных спасти тысячи жизней.

Антицерковная агитация была призвана вызвать в массах злобу и агрессию по отношению к церкви, подвести людей к мысли о необходимости экспроприации церковных ценностей на народные нужды.

Сельское население на Урале было более религиозным, чем городское. Поэтому закрытие церквей на селе воспринималось крайне болезненно.

Были случаи столкновений между сельчанами и представителями власти (в Нижней Салде, Первоуральске, Туринске и др.).

Как следствие, резко усиливались репрессии по отношению к духовенству, обвинявшемуся в организации движения сопротивления закрытию храмов. Количество священнослужителей, осужденных в 1930 г., по сравнению с 1920 г. увеличилось в четыре раза.

В дальнейшем вплоть до 1930-х гг. давление на церковь и гонение на нее с редкими и незначительными передышками шло по нарастающей, достигнув пика в годы «большого террора» 1937-38 гг.

Продолжение следует.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

*

code

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: