Начало здесь. Предшествующий пост — щелкаем сюда.
Плакат времен гражданской войны
/На фото: внизу текст — Даже матросы, эти отчаенные хулиганы и разбойники, испугались честного и животворящего Креста Господня, тогда комиссары вызвали китайцев, и те спокойно, не дрогнув, расстреляли священника. Это случилось в Москве./
«Красные орлы»
Первый крестьянский советский (позднее — коммунистический) полк был сформирован в июле 1918 г. в районе г. Катайск. Тимофей Анчугов, один из «красных орлов», командир 4-го Уральского стрелкового полка РККА, приказал расстрелять двух священников за то, что пономарь невовремя ударил в колокол
/На фото: Семья Анчуговых, добровольцы Красной гвардии из с. Теча Шадринского уезда Пермской губернии, 1918 г./
/На фото: Колокол, сброшенный с колокольни Тобольского Кремля. Фото начало XX века./
/На фото: Разбор иконостаса в соборе Александра Невского, г. Екатеринбург/
/На фото: Артиллерия полка. Красные орлы. 1919г./
Летом 1921 г. небывалая засуха поразила Поволжье, Крым, Кавказ и юг Украины. Следствием засухи стали неурожай и невиданный голод.
Зимой 1922г. в России на территории 32 губерний голодало около 35 млн. человек. На Урале в апреле — мае 1922г. было 5,5 млн. голодающих, 75% всего населения края питалось суррогатами; в течение полугода умерло более 70 000 человек.
Православная церковь не осталась безучастной к национальному бедствию. Уже летом 1921г. Патриарх Тихон обратился с горячим воззванием «К народам мира и к православному человеку», в котором призвал всех верующих к немедленной и действенной помощи. К марту 1922г. только прихожанами кафедрального Богоявленского собора Екатеринбурга было собрано 4 млн. 60 тыс. руб.
С декабря 1921г. по август 1922г. в церквах Пермской епархии собрали 80 млн. руб. и 27 пудов 17 фунтов продуктов. При этом верующие люди также страдали от последствий голода. Благотворительная деятельность Православной церкви значительно поднимала ее авторитет в глазах населения. Церковное руководство предприняло ряд попыток пойти на сотрудничество с государством в деле совместной борьбы с голодом, но эти шаги церкви были отвергнуты советской властью.
23 февраля 1922г. был издан Декрет ВЦИК «О порядке изъятия церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих». Согласно этому документу, изъятию подлежали и почитаемые иконы, и священные сосуды, к которым, по церковным канонам, могли прикасаться только священнослужители.
Используя народное бедствие в своих политических целях, власть обвинила церковь в укрывательстве средств, способных спасти тысячи жизней. Антицерковная агитация была призвана вызвать в массах злобу и агрессию по отношению к церкви, подвести людей к мысли о необходимости экспроприации церковных ценностей на народные нужды.
Сельское население на Урале было более религиозным, чем городское. Поэтому закрытие церквей на селе воспринималось крайне болезненно. Были случаи столкновений между сельчанами и представителями власти (в Нижней Салде, Первоуральске, Туринске и др.).
Как следствие, резко усиливались репрессии по отношению к духовенству, обвинявшемуся в организации движения сопротивления закрытию храмов. Количество священнослужителей, осужденных в 1930 г., по сравнению с 1920 г. увеличилось в четыре раза.
В дальнейшем вплоть до 1930-х гг. давление на церковь и гонение на нее с редкими и незначительными передышками шло по нарастающей, достигнув пика в годы «большого террора» 1937-38 гг.
Продолжение следует.