Алферова Гали Владимировна

Продолжая свой рассказ о Кий острове, остановлюсь сегодня на людях, внесших большой вклад в реконструкцию Кийского монастыря. Многие приезжающие сюда,  мало обращают внимание на эту информацию, что несправедливо. Самый заметный след здесь (об этом несколько ниже) оставила Гали Владимировна Алферова.

Приведу вначале скупые строки ее краткой биографии, из которой Вы уважаемые гости блога, можете судить о  незаурядной ее личности:

— Алферова Гали Владимировна (12 (25) июля 1912 — 27 апрели 1984) выдающийся русский историк архитектуры. Окончила Московский архитектурный институт (1941). В 1941-1944 находилась в рядах Красной  Армии в качестве инженера-фортификатора.

С 1944 архитектор Кабинета теории и истории архитектуры Академии архитектуры СССР. В 1952 защитила кандидатскую диссертацию «Истоки московской архитектуры конца XVII века». С 1952 работала в Музее Академии архитектуры СССР, с 1960 она с.н.с. Института теории и истории   архитектуры.   Реконструировала  теоретические  основы   древнего отечественного градостроительства.  

Вместе с  академиком  И.II.  Петровским   и  М.Д. Миллионщиковым, докторами наук Н.М. Ворониным и Б.П. Михайловым, народными художниками СССР П.Д. Кориным и А.А. Пластовым, историком архитектуры П.Д. Барановским и др. учеными и общественными   деятелями   участвовала   в   создании   Всероссийского   общества охраны памятников истории и культуры.

С 1966 член бюро секции архитектуры, с 1967 — председатель реставрационной комиссии. Сыграла ведущую роль в разработке принципов отношения к исторически сложившимся городам. Как ученый-теоретик и практик-реставратор участвовала в создании «Рекомендаций» комиссии Центрального совета общества (1969-1970),  

согласно которым проект детальной перепланировки Москвы 1969, предусматривавший снос 80% старой застройки Садового кольца и замену ее высотными зданиями, был отклонен. Эти рекомендации послужили основой для дальнейшей  работы секции архитектуры по сохранению 115 исторических городов России. Архив Г.В. Алферовой передан в Музей архитектуры им. А.В. Щусева.

Наиболее известными работами Гали Владимировны Алферовой являются реставрация Церкви Воскресения в Кадашах (Замоскворечье), Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря, сохранение исторического ландшафта Киева, Тутаева. Самарканда, Ферганы и др.

Теперь о ее вкладе в Кийский комплекс:

На Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 26 мая 1967 года «О мерах по улучшению организации и повышению эффективности летних работ студентов» откликнулись студенты реставрационного отряда Московского химико-технологического института им. Д.И. Менделеева (МХТИ).

Исследование, составление документации и реставрация Кийского ансамбля началась в 1968 году. Работы проводились до 1973 года включительно. Велись они каждый год в течение 1,5 месяцев летнего времени.

Alferova_i_direktor

/Архитектор-реставратор Г.В. Алферова и директор Кийского дома отдыха Н.И. Педерсен 1969 г./

Руководила работами архитектор Гали Владимировна Алферова. Реставрационные каменные и плотничьи работы проводились под руководством В.В. Пироженко. В 1973 году под предлогом, что здание не имеет пользователя работы  были закрыты.

В 1974 году в результате пожара сгорели кровли, деревянные крепежные устройства келий и трапезной, обгорел собор. 

Как это часто бывает, весь процесс реставрации сопровождали трудности. Лучше всего их может характеризовать живой язык отчётов, составляемых руководителем работ:

«Прорабская работа в течение года по подготовке объектов к работам на них реставрационных отрядов не велась. Вместо этого за 7-10 дней до начала работ выезжали квартирьеры, которые пытались провести в течение нескольких дней подготовительные работы, необходимые для последующей реставрации».

«Прорабы, направленные из Онеги были…как правило горчайшими пьяницами. Всегда сложным в работе был  вопрос с обеспечением объекта высококвалифицированными мастерами – каменщиками, белокаменщиками. Их приходилось привозить из Москвы. Это удавалось не всегда».

«(Архангельская реставрационная) Мастерская своевременно не обеспечивала материалами Кийский ансамбль. Например, лес-кругляк заготавливали путем ловли в море бревен, уплывших с Онежских лесопилок. Цемент в основном добывали сами студенты на различных заводах Онеги».

Мастерская не обеспечивала отряд малой механизацией. Подъем материалов в гору и доставка из пруда воды велись недопустимым в отношении студентов «методом» — вручную. Это примерно вдвое увеличило стоимость работ.

Подъем материалов на второй этаж и спуск их в подклети также велся вручную…

Продолжение следует.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: