Историко-архитектурный комплекс Крестного монастыря на Кий-острове (ч.3)

Начало здесь.
По пути Никон вновь посетил Кий-остров и нашел крест, поставленный им, в целости и услышал он, что силою этого креста многие от морского потопления спасаются.

13 июня 1656 г. Алексей Михайлович пожаловал своего «собинного» друга царской грамотой, разрешив ему «на том острову церковь поставить и монастырь соградить, имянуемый Ставрос». Уже 19 июня того же года Никон указывает старцу Нифонту приехать на остров, осмотреть его и «чертеж учинить», решить, «где монастырю пристойно быть». Видимо, по каким-то причинам

Нифонт не смог выполнить патриаршего предписания. Во всяком случае, 10 августа 1656 г. Никон шлет послание дьяку Ивану Кокошилову, согласно которому тот должен был командировать на Кий-остров старца Сырьинского монастыря, что находится в Онежском районе, Пахомия — «учинить чертеж таков, каков велено».

В том году для монастыря был выбран один из самых высоких и в то же время просторных участков острова, где монастырь стоит и по сей день. Желая придать строительству монастыря общенародное значение, Никон широко его рекламирует.

В частности, с этой целью была устроена торжественная отправка на Кий-остров главной святыни Крестного монастыря — специально заказанного в Палестине кипарисового креста, выполненного по точному размеру креста Христова

DSCN0204
Крест был украшен множеством драгоценных камней, в него было заложено 18 святых мощей. По одному из источников — крест был украшен серебром и златом, в крест вложили около 400 частей христианских святынь, в том числе части камня гроба Господня, камни вертепа, где родился Иисус, пещеры, где он постился, камни гроба Богородицы.

По сторонам креста находились писаные изображения святых царей Константина и Елены, царя Алексея Михайловича и патриарха Никона. Сам Никон крестным ходом провожал сию святыню через всю Москву и далее оной за 15 верст.

Ещё по теме:   Никола зимний

По велениям царя до самого Кий-острова крест сопровождала рота драгун в полном вооружении и рота пушкарей с заряженными пушками. В деревне Чешьюга Онежского района за одну ночь крестьяне сделали подобный крест из сосны и поставили возле своей часовни.

Вместе с крестом на остров были доставлены семь пушек с ядрами и достаточным количеством пороха, а также 100 бердышей. Шесть тыс. рублей на строение монастыря пожаловал царь Алексей Михайлович, он же приписал к монастырю многие окружные деревни с 4537 душами крестьян, а также многие угодья и рыбные ловли на реках и морских берегах.

Строительство первых монастырских зданий велось под руководством строителя Исайи и стольника Поскочина. В 1657 г. уже существовали деревянные постройки, был построен и деревянный Воздвиженский собор, задуманный Никоном как футляр для главной святыни монастыря — кипарисового креста.

Одновременно на остров завозится белый камень, известь, лес, кирпичи, глина, нанимается большое количество плотников, каменщиков из северных городов и монастырей.

В 1658 г. Никон поссорился с царем и, считая, что тот не сможет обойтись без него, как бы шантажируя царя, демонстративно покинул патриарший престол, это был вызов государственной власти со стороны властного иерарха, считавшего, что царь должен быть ниже архиерея и ему быть в повиновении, «священство более есть царства: священство от Бога есть, от священства же царствии помазуются».

Никон считал, что царь не может вмешиваться в церковные дела иначе как по приглашению патриарха, а патриарх имеет право и должен руководить царем. Отстранившись от дел государственных, Никон уделяет больше внимания трем своим любимым детищам: монастырю Иверскому на Валдае, Новоиерусалимскому под Москвой и Крестному на Белом море.

Ещё по теме:   Ислам - живая религия

В 1660 г. Никон в четвертый и в последний раз приехал на Кий-остров. С собой он привез колокола, необходимую церковную утварь, мастеров каменных дел. Все основные работы по возведению трех каменных зданий — храма, трапезной с примыкающей к ней церковью Рождества Богородицы и надкладезной церкви — были завершены во время последнего годового пребывания Никона на острове.
Kiy

Столь бурный размах строительства вполне соответствует кипучей натуре «богатыря патриарха». Шушерин пишет: «И тамо поживе мало не годишное время и сотвориша вновь соборную церковь велику каменную во имя Воздвижения, и скопаша кладезь великий из камени дикого, и на том кладези построиша церковь каменную».

Монастырь расположен в южной оконечности острова. Западные фасады зданий смотрят на море, алтарные части церквей выходят на монастырскую площадь. Все здания стоят в тесном единении друг с другом. На самой высокой точке острова поставлен соборный храм.

Природным цоколем ему служит обрывистая гранитная скала. Облик собора тяжеловесен и грузен, он прекрасно соответствует природному окружению, он как бы вырастает из скалы, является естественным ее продолжением. Это почти куб со стенами, скошенными внутрь.

Нижняя часть его примерно до половины высоты сложена из тесанного белого камня, создавая как бы постамент для верхней части, которая сложена из гранитных глыб вперемешку с большемерным кирпичом. Венчает каменную массу огромный восьмерик барабана с куполом. Благодаря широкому барабану четыре несущие его столба расположены так же широко, боковые же нефы — напротив — узкие.

Уникальная деталь интерьера — хоры с двумя закрытыми камерами-приделами. Хоры построены были для самого Никона. Покрытие собора было четырехскатное, собор был изначально трехглавым. В северной и западной стенах собора проходит лестница, ведущая на хоры и в приделы, от нее отходит винтовая внутристенная лестница, очень крутая и узкая, идущая под своды купола, которая позволяла с высоты осматривать море.

Ещё по теме:   О колоколах и русском колокольном звоне (часть 2)

Формы Воздвиженского собора крайне просты, декор сведен до минимума. Мы видим простую гладь стен, члененную тремя лопатками, усиливающими вертикальный акцент здания. Все три фасада имеют порталы простой формы в виде чередующихся четвертей и полуовалов. В верхнем ярусе стен имеются окна, по одному в каждом прясле.
DSC00632

Они оформлены простыми колонками, соединенными вверху полуваликом архивольта. Апсиды собора выступают из восточной стороны волнистой линией, средняя из них несколько выше и крупнее, на ней поставлена главка. Апсиды поставлены на искусственный цоколь, сложенный из отесанных гранитных глыб.

Продолжение следует

Сергей Сергеевич/ автор статьи

Уроженец города Архангельcка. Работал в Усть-Камчатске на Дальнем Востоке. В настоящее время проживаю в Архангельске. Увлекаюсь шахматами, математикой, компьютерами, книгами, садом и огородом. Об этом и другом пишу на этом сайте!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Оставьте свой комментарий