Колокола являются одной из необходимых принадлежностей православного храма В «чине благословения колокола» сказано: «яко да вси слышащие звенение его , или во дни или в нощи, возбудятся к славословию имени Святаго Твоего».
Колокольный церковный звон употребляется для того, чтобы:
- созывать верующих к Богослужению,
- выражать торжество церкви и еёя Богослужений
- возвещать неприсутствующим в храме о времени совершения особенно важных частей Богослужения.
Кроме того, звоном созывался народ на вече (народное собрание)
Русская земля была наполнена храмами, с колоколен которых доносились дивные звоны. Колокола были главным украшением земли русской, сотворенным руками человека.
Древнерусские литераторы с восхищением писали об их красоте, обилии в городах и селах: «Многие монастыри и церкви во градех и селах зело благолепием красятся и чудными иконами и канбаны, еже есть колоколами».
Звон колоколов призывал в церковь, он сопровождал человека от колыбели до могилы. Сергей Рахманинов — певец русских колоколов — одно из лучших своих сочинений — симфоническую поэму «Колокола» для хора, солистов и оркестра на стихи Эдгара По «Колокола» (перевод К. Д. Бальмонта) посвятил колоколам.
Четыре части поэмы — это четыре различных образа колоколов: веселые серебряные колокольчики юности звучат в пути, торжественно гремят золотые свадебные колокола любви, тревожный набатный медный колокол возвещает о пожаре и несчастье, похоронный железный звон раздается для человека в последний раз.
Одним из ярких украшений гениальной оперы Мусоргского «Борис Годунов» является колокольный звон сцены венчания на царство Бориса; картина предваряется и заканчивается великолепным торжественным звоном.
С древнейших времен колокольный звон был неотъемлемой принадлежностью русской жизни. Он звучал и в дни больших торжеств, и в малые праздники. Колоколом созывали народ на вече (для этого в Новгороде, например, существовал специальный вечевой колокол), в случае различных бедствий звали на помощь набатным или всполошным колоколом.
Звоном призывали народ на защиту отечества, приветствовали возвращение полков с поля брани. Колоколами давали знак заблудившемуся путнику, это был так называемый спасительный метельный звон.
Колокола устанавливались на маяках, они помогали рыбакам в туманные дни найти правильное направление. Колокольным звоном встречали высоких гостей, звонили по прибытии царя, сообщали о важных событиях.
Под действием колокольного звона проходит любая головная боль. В женском Толгском монастыре (под г. Ярославлем) до сих пор любую боль лечат, прикладываясь больным местом к звучащему колоколу.
С появлением христианства колокола стали употребляться не сразу. В Ветхозаветной церкви, — в Иерусалимском храме, — верующие созывались на Богослужения не колоколами, а звуками труб.
В молитвах на освящении колокола в части II Требника упоминается семь серябрянных труб, которые Господь повелел Моисею создать для созывания народа к молитве для укрепления мужества войска во время войн.
Эти серебряные трубы потрясли стены враждебного Иерихона. Вновь освящаемому колоколу испрашивается Божие благословение и сила для того, чтобы слышащие его днём или ночью пробуждались к славословию имени Божия.
Чтобы люди собирались в церковь, так как звоном колокола освящался воздух и прогонялись из него все вредоносные силы. Звон нужен, чтобы прекращались грады, бури, и чтобы верные рабы Божие укреплялись в благочестии и вере.
В первые века гонений на христианство верующие созывались на Богослужение тайно. Это делалось через диаконов, или особых вестников, а иногда епископ после Богослужения объявлял о времени и месте очередного Богослужения.
После прекращения гонений (в IV веке) верующих стали созывать различными способами. Первоначально в Египте созывали к богослужению стуком в дверь келий. Согласно с этим и в житии св. Пахомия призыв на богослужение и трапезу в его монастыре обозначается словом «ударять», потому в Vвеке «ударение» становится специальным термином призыва к богослужению.
В Лавсаике Палладия (V-VIв.) говорится. «Исполнивши обычный канон молитвы монах тотчас ударял будильным молотком во все кельи, собирая в храмы к утреннему славословию». Как видим, орудием оповещения того времени является молоток для стука в двери келий.
Конечно, это орудие не могло не преобразоваться. Удар молотка в двери — не особенно приятное на слух действие. По крайней мере, для того, кто находится внутри келий. Далеко разносящийся от этого действия звук послужил появлению специальных досок — бил.
Упоминания о билах имеются с VI века. Феодор, епископ Петрейский, упоминает в житии Феодосия (529 г.) о том, что при созыве на часы и литургию «ударяли в древо».
Вот что пишет о билах в книге «Новая скрижаль» архиепископ Вениамин: «Ударение малое, бываемое на малых вечернях, как малозвучное и глухое, означает древних пророков и только как бы сень и преобразования будущих событий; ударение великое, производимое на праздничных утренях, как звонкое и разносящееся по воздуху, знаменует во всю землю изшедшее вещание Евангелия».
Источник : «Закон божий» и др.
Продолжение следует.