О колоколах и русском колокольном звоне

 Колокола являются одной  из необходимых принадлежностей православного храма В «чине благословения колокола» сказано: «яко да вси слышащие  звенение его , или во дни или в нощи, возбудятся к славословию имени Святаго Твоего».

Колокольный  церковный звон  употребляется для того, чтобы:

  1. созывать верующих к Богослужению,
  2. выражать торжество церкви и еёя Богослужений
  3. возвещать неприсутствующим в храме о времени совершения особенно важных частей Богослужения.

Кроме того, звоном созывался народ на вече (народное собрание)

VecheРусская земля была наполнена храмами, с колоколен которых доносились дивные звоны. Колокола были главным украшением земли русской, сотворенным руками человека.

Древнерусские литераторы с восхищением писали об их красоте, обилии в городах и селах: «Многие монастыри и церкви во градех и селах зело благолепием красятся и чудными иконами и канбаны, еже есть колоколами».

Звон колоколов призывал в церковь, он сопровождал человека от колыбели до могилы. Сергей Рахманинов — певец русских колоколов — одно из лучших своих сочинений — симфоническую поэму «Колокола» для хора, солистов и оркестра на стихи Эдгара По «Колокола» (перевод К. Д. Бальмонта) посвятил колоколам.

Четыре части поэмы — это четыре различных образа колоколов: веселые серебряные колокольчики юности звучат в пути, торжественно гремят золотые свадебные колокола любви, тревожный набатный медный колокол возвещает о пожаре и несчастье, похоронный железный звон раздается для человека в последний раз.

Одним из ярких украшений гениальной оперы  Мусоргского «Борис Годунов»  является колокольный звон сцены венчания на царство Бориса; картина предваряется и заканчивается великолепным торжественным звоном.

С древнейших времен колокольный звон был неотъемлемой принадлежностью русской жизни. Он звучал и в дни больших торжеств, и в малые праздники. Колоколом созывали народ на вече (для этого в Новгороде, например, существовал специальный вечевой колокол), в случае различных бедствий звали на помощь набатным или всполошным колоколом.

Звоном призывали народ на защиту отечества, приветствовали возвращение полков с поля брани. Колоколами давали знак заблудившемуся путнику, это был так называемый спасительный метельный звон.

Колокола устанавливались на маяках, они помогали рыбакам в туманные дни найти правильное направление. Колокольным звоном встречали высоких гостей, звонили по прибытии царя, сообщали о важных событиях.

Под действием колокольного звона проходит любая головная боль. В женском Толгском монастыре (под г. Ярославлем) до сих пор любую боль лечат, прикладываясь больным местом к звучащему колоколу.

С появлением христианства колокола стали употребляться не сразу. В Ветхозаветной церкви, — в Иерусалимском храме, — верующие созывались на Богослужения не колоколами, а звуками труб.

В молитвах на освящении колокола  в части II Требника  упоминается семь серябрянных труб, которые Господь повелел Моисею  создать для созывания народа  к молитве для укрепления мужества войска во время войн.

Эти серебряные  трубы потрясли стены враждебного Иерихона. Вновь освящаемому колоколу  испрашивается Божие благословение и сила для того, чтобы слышащие его  днём или ночью пробуждались к славословию имени Божия.

Чтобы люди собирались в церковь, так как звоном колокола освящался воздух и прогонялись из него все вредоносные силы. Звон нужен, чтобы  прекращались грады, бури, и чтобы верные рабы Божие укреплялись в благочестии и вере.

В первые века гонений на христианство  верующие созывались на Богослужение тайно.  Это делалось через диаконов, или особых вестников, а иногда епископ после Богослужения объявлял  о времени и месте очередного Богослужения.

После прекращения гонений (в IV веке) верующих стали созывать различными способами. Первоначально в Египте созывали к богослужению стуком в дверь келий. Согласно с этим и в житии св. Пахомия  призыв на богослужение и трапезу в его монастыре обозначается словом «ударять», потому в Vвеке «ударение» становится специальным термином призыва к богослужению.

В Лавсаике Палладия (V-VIв.) говорится. «Исполнивши обычный канон молитвы монах  тотчас ударял будильным молотком во все кельи, собирая в храмы к утреннему славословию». Как видим, орудием оповещения того времени является молоток для стука в двери келий.

Конечно, это орудие не могло не преобразоваться. Удар молотка в двери — не особенно приятное на слух действие. По крайней мере, для того, кто находится внутри келий. Далеко разносящийся от этого действия звук послужил появлению специальных досок — бил.

Упоминания о билах имеются с VI века. Феодор, епископ Петрейский, упоминает в житии Феодосия (529 г.) о том, что при созыве на часы и литургию «ударяли в древо».

Вот что пишет о билах в книге «Новая скрижаль» архиепископ Вениамин: «Ударение малое, бываемое на малых вечернях, как малозвучное и глухое, означает древних пророков и только как бы сень и преобразования будущих событий; ударение великое, производимое на праздничных утренях, как звонкое и разносящееся по воздуху, знаменует во всю землю изшедшее вещание Евангелия».

Источник : «Закон божий» и др.

Продолжение следует.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: