XX век оказался для Русской Православной Церкви трагическим. Гонения, которые обрушились на нее, по силе и масштабу сравнимы разве что со временами первых веков христианства.
В лагерях тайно совершались богослужения и христианские обряды. Немало глубоких и талантливых личностей, потеряв физическую свободу, свободу внешнюю, не теряли свободы внутренней, экзистенциальной, той, что позволяла им даже в самых экстремальных ситуациях оставаться по-настоящему творческими и плодоносными.
Своим примером непричастности злу они свидетельствовали о собранности и цельности, поддерживали и вдохновляли слабых и отчаявшихся, тем самым являя тот неповторимый дух свободы.
Необходима живая память о катастрофе, поразившей Россию, разрушительные плоды которой мы пожинаем и сегодня.
Забвение и беспамятство таят в себе опасность возвращения к тем страшным временам, когда темные «духи русской революции», вырвавшись на свободу, ввергли Россию в хаос и кровопролитие.
Как ни парадоксально, именно этот дух свободы веял там, где было тяжелее всего, именно в тюрьмах и ГУЛАГе люди приобщались и укреплялись в опыте освобождения от страха и лжи.
Этот опыт «неперемолотых» советской мельницей репрессий сохранял Церковь от разложения и духовного оскудения в годы советской империи, он помогает не ошибиться в выборе духовного пути православным христианам современной России.
Но этот опыт важен не только для тех, кто связывает свою жизнь с Церковью. Он необходим всем, кто живет в России, кто трудится над тем, чтобы наша страна народ и каждый день жизни становился лучше, добрее, красивее!
Этим и следующими постами я хочу вам, уважаемые гости блога, рассказать о духовном сопротивлении на Урале.
Мой рассказ основан на материалах выставки «Неперемолотые. Опыт духовного сопротивления на Урале и Русском Севере в XX веке». При участии Культурно-просветительского центра «Преображение», Екатеринбургской православной духовной семинарии которая проходила в г. Архангельске
Выставка дает возможность увидеть на примере Уральского региона, куда до 1917 г. входили Пермская, Челябинская, Екатеринбургская, Вятская, Уфимская, Курганская епархии, типичную для всей страны картину разрушения церквей и репрессий в отношении верующих, вспомнить о судьбах людей, по жизни которых прокатилось «красное колесо».
Знакомство с опытом тех, кто остался «неперемолотым» в мясорубке истории, духовно выстоял и победил силой своей веры, может помочь нам, живущим в XXI веке, в поиске путей преодоления кризиса, вызванного разрывом в передаче традиции веры.
Интересно проследить и провести параллель с аналогичными событиями, проходившими на Русском Севере, — публикации смотрите здесь.
Продолжение следует.